История западноевропейской литературы XVII-XVIII вв. Тихонова О.В. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
часто обращались к образам и сюжетам античных мифов,
изучали и использовали в своих произведениях материал античной
истории.
10. Цель литературы воспитывать , она должна быть полезной для
общества , нести моральный урок .
Драматургия французского классицизма
Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII веке: в литературе (Корнель ,
Расин, Мольер, Лафонтен, Малерб), в живописи (Пуссен), в архитектуре.
Важнейший теоретик классицизма во Франции Николя Буало ( трактат
«Поэтическое искусство» 1674).
Пьер Корнель (1606 1684) французский драматург, расцвет его
творчества приходится на 1-ую половину XVII века. Его пьесы «Сид» (1637) и
«Гораций» (1640) являются образцом жанра классицистической трагедии.
Сюжет трагедии «Сид» основывается на реальных событиях
средневековой истории главным героем здесь стал Руй Диас, герой
испанской Реконкисты. Корнель использует факты из юности реального Сида
историю его любви и брака.
Молодой дворянин Родриго Диас убивает на поединке графа Гормаса -
отца своей невесты Химены. Взаимная любовь молодой пары вступает в
противоречие с феодальными понятиями о родовой чести : Родриго вынужден
отомстить за своего отца, которого оскорбил отец Химены. В результате
оба влюблённых оказываются перед выбором- долг, честь или любовь .
Т.о., главное внимание сосредоточено на напряжённой моральной
ситуации, а не на внешнем действии. В центре внутренний конфликт героев.
Родриго и Химена вынуждены постоянно выбирать между чувствами и
необходимостью соблюдать долг . Выбирая долг, влюблённые стремятся быть
достойными друг друга . Здесь представлено рационалистическое
представление о любви любить можно только достойного человека.
Конфликт выглядит неразрешимым . И автор разрешает конфликт извне
в ситуацию вмешивается могущественный король , который примиряет
влюблённых. Кроме этого, Родриго побеждает врагов и становится
национальным героем , становится Сидом . Государственное и личное начало
совпадают.
Жан Расин (1639 1699) французский драматург, расцвет его
творчества приходится на вторую половину XVII в. и определяет второй
период развития французского классицизма.
В трагедиях Расина более сложно трактуются человеческие чувства ,
неоднозначно понимается личность . На первый план выдвигаются страсти,
Расин очень тонко рисует психологию героев. Его трагедии близки скорее к
жанру любовно психологической драмы.
Самые значительные его трагедии: «Береника» , «Андромаха» , «Федра».
Трагедия «Федра» (1667) написана на основе античного мифа, но автора
                                            9
      ча сто обра ща лись к обра за м и         сюж е та м  а нтичных м иф ов,
      изуча ли и исп оль зова ли в своих п роизве д е ниях м а те риа л а нтичной
      истории.
   10. Ц ел ь л и т ерат уры – восп итыва ть , она д олж на быть п оле зной д ля
      обще ства , не сти м ора ль ный урок .

Д р а ма тур гия ф р а нц узско го кла ссиц изма

К ла ссицизм д остиг ра сцве та во Ф ра нции вXVII ве к е : влите ра туре (К орне ль ,
Ра син, М оль е р, Л а ф онте н, М а ле рб), в ж ивоп иси (Пуссе н), в а рхите к туре .
В а ж не йш ий те оре тик к ла ссицизм а во Ф ра нции – Н и кол я Буало ( тра к та т
«Поэтиче ск ое иск усство» – 1674).
        П ье р К о р не ль (1606 – 1684) – ф ранцузск ий д ра м а тург, ра сцве т е го
творче ства п риход ится на 1-ую п оловину XVII ве к а . Е го п ь е сы «Сид » (1637) и
«Гора ций» (1640) являются обра зцом ж а нра к ла ссицистиче ск ой тра ге д ии.
         Сюж е т тра ге д ии «Сид »           основыва е тся на ре а ль ных событиях
сре д не ве к овой истории – гла вным ге рое м зд е сь ста л Руй Диа с, ге рой
исп а нск ой Ре к онк исты. К орне ль исп оль зуе т ф а к ты из юности ре а ль ногоСид а –
историю е голюбви и бра к а .
        М ол одой дворян и н Р одри го Д и ас уби вает н а п оеди н кеграфа Г орм аса -
от ц а своей н евест ы Хи м ен ы . Взаи м н ая л юбовь м ол одой п ары вст уп ает в
п рот и вореч и ес феодал ь н ы м и п он ят и ям и о родовой ч ест и : Р одри го вы н уж ден
от ом ст и т ь за своего от ц а, кот орого оскорби л от ец Хи м ен ы . В резул ь т ат е
оба влюбл ён н ы хоказы вают ся п ередвы бором - дол г, ч ест ь и ли любовь .
        Т.о., гла вное вним а ние сосре д оточе но на на п ряж ё нной м ора ль ной
ситуа ции, а не на вне ш не м д ействии. В це нтре – внутре нний к онф лик т ге рое в.
Род риго и Х им е на вынуж д е ны п остоянно выбира ть м е ж д у чувства м и и
не обход им ость ю соблюд а ть д олг . В ыбира я д олг, влюблё нные стре м ятся быть
д остойным и        д руг д руга .      Зд е сь    п ре д ста вле но ра циона листиче ск ое
п ре д ста вле ние олюбви – любить м ож нотоль к од остойногоче лове к а .
        К онф лик т выгляд ит не ра зре ш им ым . И а втор ра зре ш а е т к онф лик т извне
– в ситуа цию вм е ш ива е тся м огуще стве нный к ороль , к оторый п рим иряе т
влюблё нных. К ром е этого, Род риго п обе ж д а е т вра гов и ста новится
на циона ль ным ге рое м , ста новится Сид ом . Госуд а рстве нное и личное на ча ло
совп а д а ют.

       Ж а н Р а син (1639 – 1699) – ф ра нцузск ий д ра м а тург, ра сцве т е го
творче ства п риход ится на вторую п оловину XVII в. и оп ре д еляе т второй
п е риод ра звития ф ра нцузск огок ла ссицизм а .
       В тра ге д иях Ра сина боле е слож но тра к туются че лове че ск ие чувства ,
не од нозна чно п оним а е тся личность . Н а п е рвый п ла н выд вига ются стра сти,
Ра син оче нь тонк о рисуе т п сихологию ге рое в. Е го тра ге д ии близк и ск оре е к
ж а нру любовно–п сихологиче ск ой д ра м ы.
       Са м ые зна чите ль ные е го тра ге д ии: «Берен и ка», «А н дром аха», «Ф едра».
Тра ге д ия «Ф е д р а » (1667) на п иса на на основе а нтичного м иф а , но а втора