Западноевропейская литература XIX в. Романтизм и реализм. Тихонова О.В. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
Албания, Турция), был блестящим оратором, участвовал в повстанческом
движении в Греции.
Самые значительные произведения Байрона : Поэмы «Паломничество
Чайльд Гарольда», «Дон Жуан» , «Шильонский узник», «Остров», «Восточные
поэмы», лирическая драма «Манфред», философская драма («мистерия» )
«Каин» , сатира «Бронзовый век».
В творчестве Байрона оформляются новые типы жанра поэмы:
1) Романтическая поэма: цикл «Восточных поэм» (1813 1816гг.)
В цикл входят 6 поэм («Корсар», «Гяур», «Лара», «Абидосская невеста»,
«Паризина», «Осада Коринфа»). Название цикла связано с «восточным
колоритом» (условный, романтический Восток ), в поэмах присутствует чаще
всего вымышленный рассказчик, от лица которого ведётся повествование.
Лирический элемент связан с лирическими отступлениями ( картины природы ,
рассуждения автора на разные темы ).
Общие черты поэм :
1. Типичный конфликт- противостояние исключительного героя- бунтаря и
мира.
2. Тип героя сильная яркая личность, мятежная и разочарованная. Это люди
сильных, необузданных страстей, естественных чувств. Их конфликт с
обществом не определён, его конкретные причины не указываются.
Проблема сильной личности .
3. Драматизм. Контрасты в построении произведения, в системе персонажей,
в образах героев. Использование диалогической речи. Напряжение
действия.
4. Роль тайны, загадки, роковых страстей.
5. Тема свободы
6. Минимум героев. Действие сосредоточено вокруг главного героя. Он
центр конфликта и идейного содержания.
Таким образом, главной особенностью нового типа поэмы становится её
синтетический («романтический») характер сочетание, взаимопересечение
эпического (повествовательного), драматического и лирического начал.
2) Лиро - эпическая поэма: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812, 1816
1823гг.)
1.В этом произведении свободная композиция , подчёркнутая ещё и формой
дневника. Герой её путешествует по разным странам, описывает их реалии и
размышляет о самых разных вещах. Повествование разбивается вставками .
2. Автор и герой различны. Хотя герой наделён автобиографическими чертами
и Байрон проводит его по местам своих путешествий, герой не равен автору.
3.В поэме сосуществуют 3 пласта материала : лирический дневник поэта-
путешественника, внутренний монолог героя и поэтическое эссе о состоянии
европейских стран.
4.Современность переплетается с прошлым, политика с историей,
путешествие с чувствами и размышлениями .
5.Герой воплощает тип «героя времени» (см. «байронический герой»).
                                                11

А лбани я, Турци я), бы л бле стящи м орато ро м, уч аствовал в повстанч е ск ом
дви ж е ни и в Гре ци и .
      С ам ые значитель ные про изв еденияБай ро на : П оэмы « П аломни ч е ство
Чай льд Гарольда», « Д он Ж уан», « Ш и льонск и й узни к », « О стров», « В осто ч ны е
поэмы », ли ри ч е ск ая драма « М анфре д», фи ло со фск ая драма (« ми сте ри я»)
« К аи н», сати ра « Бронзовы й ве к ».
      В тв о рчеств е Бай ро на о ф о рм ляю тсяно в ые типы жанра по эм ы:
  1) Р о м антическаяпо эм а: цик л « В о сто ч ныхпо эм» (1813 – 1816гг.)
  В ци к л входят 6 поэм (« К о рсар», « Гяур», « Л ара», « А би досск ая не ве ста»,
« П ари зи на», « О сада К о ри нфа»). Н азвани е ци к ла связано с « во сточ ны м
к о лори то м» (условны й , романти ч е ск и й В о сток ), в по эмах при сутствуе т ч аще
все г о вы мы ш ле нны й расск азч и к , о т ли ца к оторог о ве дё тся по ве ствовани е .
Л и ри ч е ск и й эле ме нт связан с ли ри ч е ск и ми о тступле ни ями ( к арти ны при ро ды ,
рассуж де ни яавтора на разны е те мы ).
      О бщ ие черты по эм :
  1. Типич ный к о нфлик т- проти востояни е и ск люч и те льног о г е роя- бунтаря и
      ми ра.
  2. Тип гер о я – си льнаяярк аяли ч но сть, мяте ж наяи разоч аро ванная. Э то люди
      си льны х, не обузданны х страсте й , е сте стве нны х ч увств. И х к о нфли к т с
      о бще ством не опре де лё н, е г о к онк ре тны е при ч и ны не ук азы ваются.
      П робле ма си льной ли ч ности .
  3. Д р а ма тизм. К онтрасты в по строе ни и прои зве де ни я, в си сте ме пе рсонаж е й ,
      в образах г е рое в. И спользо вани е ди алог и ч е ск ой ре ч и . Н апряж е ни е
      де й стви я.
  4. Роль та йны, за га дк и, р о к о выхстр а стей.
  5. Те ма сво бо ды
  6. М и ни мум г е ро е в. Д е й стви е сосре доточ е но во к руг г лавног о г е роя. О н –
      це нтр к онфли к та и и де й но г о соде рж ани я.

 Так и м образом, г лавной особе нностью новог о ти па поэмы стано ви тся е ё
 си нте ти ч е ск и й (« романти ч е ск и й ») харак те р – соч е тани е , взаи мопе ре се ч е ни е
 эпи ч е ск о г о (по ве ство вате льног о ), драмати ч е ск о г о и ли ри ч е ск о г о нач ал.

 2) Л иро -эпическаяпо эм а: « П а ло мнич ество Ч а йльд – Га р о льда » (1812, 1816
 – 1823г г .)
 1.В этом про и зве де ни и сво бо дна я к о мпо зиция, подч ё рк нутая е щё и фо рмой
 дне вни к а. Ге рой е ё путе ш е ствуе т по разны м странам, опи сы вае т и х ре али и и
 размы ш ляе т о самы х разны х ве щах. П ове ствовани е разби вае тсявставк ами .
 2. Авто р игер о й р а злич ны. Х отяг е рой наде лё н авто би ог рафи ч е ск и ми ч е ртами
 и Бай ронпроводи т е г о по ме стам свои х путе ш е стви й , г е рой не раве навтору.
 3.В поэме сосуще ствуют 3 пла ста ма тер иа ла : ли ри ч е ск и й дне вни к поэта-
 путе ш е стве нни к а, внутре нни й монолог г е ро я и поэти ч е ск ое эссе о со стояни и
 е вропе й ск и х стран.
  4.Совре ме нность пе ре пле тае тся с прош лы м, по ли ти к а с и сто ри е й ,
  путе ш е стви е с ч увствами и размы ш ле ни ями .
  5.Ге ро й вопло щае т тип« гер о я вр емени» (см. « бай рони ч е ск и й г е ро й »).