Зарубежная литература XIX в. Часть 1. Романтизм. Тихонова О.В. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
ТЕМА1: Особенности изучаемого периода. Понятие о романтизме как о
художественном методе.
Курс зарубежной литературы 19 века охватывает период от последних
десятилетий века 18-го до 1870-х гг. Исторический и культурологический 19
век принято отсчитывать не от календарной даты, а от главного события новой
истории - Великой французской буржуазной революции (1789 1794). 19 век-
«буржуазный век», эпоха классической философии и литературы. В искусстве ,
и прежде всего , в литературе в это время сложились два художественных
метода романтизм и реализм . Эти методы обозначают два важнейших типа
художественного сознания нового времени.
Художественный метод вообще это общая основа творчества , подход к
отбору жизненного материала , к изображению действительности , способ
творчества . Таким образом, это более общее и значимое понятие, чем понятия
литературного направления, литературного течения, школы или группы. Любой
художественный метод исторически обусловлен, отражает историческое и
национальное мировоззрение и мироощущение, взгляды писателя , его
эстетические позиции. Смена исторических условий приводит к изменениям в
эпохальном и национальном сознании, к изменениям в отношении писателей к
действительности , а следовательно , - к смене художественного метода . Новая
эпоха выдвигает и новые принципы искусства .
Великая французская революция изменила лицо Европы, коренным
образом повернула ментальность в Европе и Америке , выдвинула новые
исторические приоритеты и новый тип эпохальной личности . Французские
события стали главными для этого века , по Франции и французским
обстоятельствам Европа «мерила» свою историю.
Одно поколение стало свидетелем сразу нескольких эпохальных
исторических событий, этот отрезок времени был буквально «насыщен»
событиями и кардинальными изменениями : пять лет Французской революции,
походы Наполеона, поражение его при Лейпциге перед союзными армиями ,
« 100 дней» (возвращение Наполеона в Париж), окончательное поражение при
Ватерлоо, период Реставрации (1815 1830), Июльская революция 1830г.,
экономический кризис 1842 г., забастовочное и стачечное движение по всей
Европе , бесконечные войны на Балканах. Промышленные и политические
потрясения меняли Европу, отражали новые исторические противоречия. Если
в 1718 веках буржуазность представлялась идеалом, реализацией
возможностей нового социального слоя буржуа , попыткой построить
принципиально новые социальные отношения, то в веке 19ом отношение к
новой реальности меняется. Буржуазное общество становится реальностью ,
которая не всегда соответствует идеалам, эта реальность подвергается анализу,
критикуется и даже полностью отвергается.
Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения.
Основы романтического мировоззрения и эстетики:
                                                  4


  Т Е М А 1: Особ енности изучаемого периода. П онятие о романтизме как о
художественном методе.

          К ур с за р уб е ж но й ли те р а тур ы 19 ве ка о хва тыва е т пе р и о д о т по сле дни х
де сяти ле ти й ве ка 18-го до 1870-х гг. И сто р и че ски й и культур о ло ги че ски й 19
ве к пр и нято о тсчи тыва ть не о тка ле нда р но й да ты, а о тгла вно го со б ыти я но во й
и сто р и и - Велик о й ф р а н ц узск о й б ур ж уа зн о й р ево лю ц ии (1789 – 1794). 19 ве к-
« б ур ж уа зный ве к», эпо ха кла сси че ско й фи ло со фи и и ли те р а тур ы. В и скусстве ,
и пр е ж де все го , в ли те р а тур е в это вр е мя сло ж и ли сь два художественных
метода – романтизм и реал изм. Э ти ме то ды о б о зна ча ютдва ва ж не йши х ти па
худо ж е стве нно го со зна ни я но во го вр е ме ни .
          Худо ж ест вен н ы й мет о дво о б ще – это о б ща я о сно ва тво р че ства , по дхо д к
о тб о р у ж и зне нно го ма те р и а ла , к и зо б р а ж е ни ю де йстви те льно сти , спо со б
тво р че ства . Та ки м о б р а зо м, это б о ле е о б ще е и зна чи мо е по няти е , че м по няти я
ли те р а тур но го на пр а вле ни я, ли те р а тур но го те че ни я, шко лыи ли гр уппы. Л юб о й
худо ж е стве нный ме то д и сто р и че ски о б усло вле н, о тр а ж а е т и сто р и че ско е и
на ци о на льно е ми р о во ззр е ни е и ми р о о щуще ни е , взгляды пи са те ля, е го
эсте ти че ски е по зи ци и . С ме на и сто р и че ски х усло ви й пр и во ди тк и зме не ни ям в
эпо ха льно м и на ци о на льно м со зна ни и , к и зме не ни ям в о тно ше ни и пи са те ле й к
де йстви те льно сти , а сле до ва те льно , - к сме не худо ж е стве нно го ме то да . Н о ва я
эпо ха выдви га е ти но вые пр и нци пыи скусства .
          В е ли ка я фр а нцузска я р е во люци я и зме ни ла ли цо Е вр о пы, ко р е нным
о б р а зо м по ве р нула ме нта льно сть в Е вр о пе и А ме р и ке , выдви нула но вые
и сто р и че ски е пр и о р и те ты и но вый ти п эпо ха льно й ли чно сти . Ф р а нцузски е
со б ыти я ста ли гла вными для это го ве ка , по Ф р а нци и и фр а нцузски м
о б сто яте льства м Е вр о па « ме р и ла » сво ю и сто р и ю.
           Одно по ко ле ни е ста ло сви де те ле м ср а зу н еск о льк их эпо ха льн ы х
ист о р ическ их со б ы т ий, это т о тр е зо к вр е ме ни б ыл б уква льно « на сыще н»
со б ыти ями и ка р ди на льными и зме не ни ями : пять ле тФ р а нцузско й р е во люци и ,
по хо ды Н а по ле о на , по р а ж е ни е е го пр и Л е йпци ге пе р е д со юзными а р ми ями ,
« 100 дне й» (во звр а ще ни е Н а по ле о на в Па р и ж ), о ко нча те льно е по р а ж е ни е пр и
В а те р ло о , пе р и о д Ре ста вр а ци и (1815 – 1830), И юльска я р е во люци я 1830г.,
эко но ми че ски й кр и зи с 1842 г., за б а сто во чно е и ста че чно е дви ж е ни е по все й
Е вр о пе , б е ско не чные во йны на Б а лка на х. Пр о мышле нные и по ли ти че ски е
по тр ясе ни я ме няли Е вр о пу, о тр а ж а ли но вые и сто р и че ски е пр о ти во р е чи я. Е сли
в 17–18 ве ка х б ур ж уа зно сть пр е дста вляла сь и де а ло м, р е а ли за ци е й
во змо ж но сте й но во го со ци а льно го сло я – б ур ж уа , по пытко й по стр о и ть
пр и нци пи а льно но вые со ци а льные о тно ше ни я, то в ве ке 19–о м о тно ше ни е к
но во й р е а льно сти ме няе тся. Б ур ж уа зно е о б ще ство ста но ви тся р е а льно стью,
ко то р а я не все гда со о тве тствуе ти де а ла м, эта р е а льно стьпо две р га е тся а на ли зу,
кр и ти куе тся и да ж е по лно стью о тве р га е тся.
Ро ма нти зм ста но ви тся пе р во й р е а кци е й на и сто р и че ски е и зме не ни я.
Основы романтическогомировоззрения и э стетики: