Зарубежная литература XIX в. Часть 1. Романтизм. Тихонова О.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
1.Это явление нового времени, принципиально отличное от
классического периода 18 века . От своего времени романтики восприняли
прежде всего главную идею эпохи идею СВОБОДЫ личности .
2. Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве . Романтики
прокладывали новые пути в искусстве , стремились создать современное,
новаторское искусство . Они полемизировали с классицистами , с
рационализмом прежде всего . В центре их картины мира - индивидуальный
человек, Личность уникальная, которая не подчиняется Системе , а
противостоит ей. Романтики искали новые формы, художественные средства ,
создавая синтетическое искусство . Они ввели понятие «универсальной поэзии»,
отражающей всю полноту мира и человека .
3. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на
противоположностях, на антитезах. Главная антитеза это противопоставление
ИДЕАЛА ( основное понятие романтизма ) и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ , Духа и
реальности .
Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а создать
свой, индивидуальный , особый образ мира. Таким образом, романтическое
искусство предельно субъективно . Основа мировоззрения романтиков
эмоциональное, и потому противоречивое восприятие мира.
4. Дух по романтикам раскрывается в природе , чувствах (прежде всего
любви ) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти
пути познаётся и раскрывается человек.
5. Высшая сфера - это ИСКУССТВО. Творчество это способ для
личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе, оно
руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается к
исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду
правил в искусстве , считали , что правила противопоказаны творческой
личности , они сковывают свободу художника .
6. В центре романтического искусства стоит творческая личность,
Художник , уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей и
находится в конфликте со всем миром . Художник существо особое, высшая
личность, стоящая над остальными людьми . Поэтому типичный герой
романтиков это человек с особо сильными чувствами , это герой-бунтарь,
одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает уникальной
интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или не хочет)
найти общего языка с людьми . Он презирает людей, о ни платят ему тем же.
7.Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает Личность,
то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют внутреннему
миру человека , страстям, настроениям. Таким образом, это лирическое
искусство , предельно субъективное.
Основной вид романтического творчества ПОЭЗИЯ. Даже прозаические
произведения (романы, новеллы) насквозь лиричны, близки по духу ( часто и
по форме ) поэтическим творениям.
8. В романтических произведениях особо организованные пространство
и время они безграничны, распахнуты, необозримы. Их география очень
широка , действие может происходить на небе и на земле , в водах бурных
                                                  5

          1.Э то    явле ни е    но во го     вр е ме ни , пр и нци пи а льно       о тли чно е      от
кла сси че ско го пе р и о да 18 ве ка . От сво е го вр е ме ни р о ма нти ки во спр и няли
пр е ж де все го гла вную и де ю эпо хи – и де ю С В ОБ ОДЫ ли чно сти .
         2. Пр и нци пысво б о дыи но ви зныр е а ли зуются в и хтво р че стве . Ро ма нти ки
пр о кла дыва ли но вые пути в и скусстве , стр е ми ли сь со зда ть со вр емен н о е,
н о ва т о р ск о е и скусство . Они по ле ми зи р о ва ли с кла сси ци ста ми , с
р а ци о на ли змо м пр е ж де все го . В це нтр е и х ка р ти ны ми р а - и нди ви дуа льный
че ло ве к, Л и чно сть уни ка льна я, ко то р а я не по дчи няе тся С и сте ме , а
пр о ти во сто и т е й. Ро ма нти ки и ска ли но вые фо р мы, худо ж е стве нные ср е дства ,
со зда ва я си нте ти че ско е и скусство . Они вве ли по няти е « уни ве р са льно й по эзи и »,
о тр а ж а юще й всю по лно ту ми р а и че ло ве ка .
         3. С о зна ни е и со б стве нно эсте ти ка р о ма нти зма стр о и тся на
пр о ти во по ло ж но стях, на а нти те за х. Г ла вна я а нти те за – это пр о ти во по ста вле ни е
И ДЕ А Л А ( о сно вно е по няти е р о ма нти зма ) и ДЕ ЙС ТВ И ТЕ Л ЬН ОС ТИ , Духа и
р е а льно сти .
         Для р о ма нти ко в б ыло ва ж но не то чно во спр о и зво ди ть ж и знь, а со зда т ь
сво й, и нди ви дуа льный, о со б ый о б р а з ми р а . Та ки м о б р а зо м, р о ма нти че ско е
и скусство пр е де льно суб ъе кти вно . Осно ва ми р о во ззр е ни я р о ма нти ко в –
эмо ци о на льно е , и по то му пр о ти во р е чи во е во спр и яти е ми р а .
         4. Дух по р о ма нти ка м р а скр ыва е тся в пр ир о де, чувст ва х (пр е ж де все го
люб ви ) и в иск усст ве (это сфе р а фа нта зи и , во о б р а ж е ни я). И ме нно че р е з эти
пути по зна ё тся и р а скр ыва е тся че ло ве к.
         5. В ысша я сфе р а - это И С К УС С ТВ О. Тво р че ство – это спо со б для
ли чно сти по зна ть и выр а зи ть се б я. И скусство це нно са мо по се б е , о но
р уко во дствуе тся то лько духо вными по тр е б но стями и фа нта зи е й, о б р а ща е тся к
и сключи те льно му. По это му р о ма нти ки о тр и ца те льно о тно си ли сь к сво ду
пр а ви л в и скусстве , счи та ли , что пр а ви ла пр о ти во по ка за ны тво р че ско й
ли чно сти , о ни ско выва ютсво б о ду худо ж ни ка .
         6. В це нтр е р о ма нти че ско го и скусства сто и т творческая л ичность,
Х удожник, уни ка льный и нди ви дуум, ко то р ый о тли ча е тся о то б ычных люде й и
на хо ди тся в конф л икте со всем миром. Х удо ж ни к – суще ство о со б о е , высша я
ли чно сть, сто яща я на д о ста льными людьми . По это му ти пи чный ге р о й
р о ма нти ко в – это че ло ве к с о со б о си льными чувства ми , это ге р о й-б ун т а р ь,
о дин о чк а с го р дым и не пр и ми р и мым нр а во м. Та ко й ге р о й о б ла да е туни ка льно й
и нтуи ци е й, о щуща е т сво ё р о дство с пр и р о до й, но не мо ж е т (и ли не хо че т)
на йти о б ще го языка с людьми . Он пр е зи р а е тлюде й, о ни пла тяте му те м ж е .
         7.Та к ка к р о ма нти зм за да че й и це лью и скусства пр о во згла ша е тЛ и чно сть,
то в сво и х пр о и зве де ни ях р о ма нти ки о со б о е вни ма ни е уде ляют внутр е нне му
ми р у че ло ве ка , стр а стям, на стр о е ни ям. Та ки м о б р а зо м, это л ирическое
и скусство , пр е де льно суб ъе кти вно е .
         Осно вно й ви д р о ма нти че ско го тво р че ства – ПОЭ З И Я . Да ж е пр о за и че ски е
пр о и зве де ни я (р о ма ны, но ве ллы) на скво зь ли р и чны, б ли зки по духу ( ча сто и
по фо р ме ) по эти че ски м тво р е ни ям.
         8. В р о ма нти че ски х пр о и зве де ни ях о со б о о р га ни зо ва нные пр о ст р а н ст во
и вр емя – о ни б е згр а ни чны, р а спа хнуты, не о б о зр и мы. И х ге о гр а фи я о че нь
ши р о ка , де йстви е мо ж е т пр о и схо ди ть на не б е и на зе мле , в во да х б ур ных