Зарубежная литература XIX в. Часть 1. Романтизм. Тихонова О.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
Гофман один из ведущих мастеров немецкого романтизма , самый
популярный из немецких литераторов в России. Он был многогранно
одарённым человеком, занимался живописью , музыкой, литературой, по
образованию был юристом. Гофман автор первой немецкой оперы,
музыкальный критик, художник, постановщик спектаклей воплощал в себе
романтический универсализм.
В литературе Гофман один из выдающихся романтиков, прежде всего
новатор в сфере прозы. Он является автором множества новелл и двух
знаменитых романов «Житейские воззрения кота Мурра» и «Эликсиры
Сатаны».
Особое место в творчестве Гофмана занимает жанр новеллы-сказки.
Литературная сказка немецкого романтизма (= фантастическая повесть)
отличается от сказки фольклорной, в романтическом искусстве это
самостоятельный жанр. Литературная сказка содержит философское
обобщение, она сложнее, многозначнее, в ней сложная символика. Новелла -
сказка выражает субъективный мир автора, в ней нет фольклорного
простодушия, нет безоговорочной победы добра над злом.
Романтиков привлекал этот жанр, так как он наиболее отвечал их
мировоззрению и эстетике . В новелле - сказке реальное переплетается с
фантастическим, здесь возникает простор фантазии автора, его творческому
воображению.
Гофман один из классиков этого жанра. Самые известные его новеллы
« Щелкунчик», «Золотой горшок», «Маленький Цахес» , «Повелитель блох» .
В ранней новелле «Золотой горшок» сталкиваются унылая
повседневность и сказочная феерия, обыденная жизнь и мечта , фантазия.
Действие происходит в старинном городе Дрездене, который описан в
повести весьма точно. Главный герой студент Ансельм существует как бы
в двух мирах одновременно : в мире поэзии и в мире обыденном. В
действительной жизни он беден , он неудачник, над ним смеются и считают
странным .В мире своих мечтаний он вознаграждён за свои неудачи в жизни.
Здесь он Поэт , талант, он всемогущ . Ему открывается путь в волшебное
царство Атлантиду , потому что он не похож на других, обладает
воображением , не может выносить пошлой мещанской жизни.
Такой приём получил название «ДВОЕМИРИЯ». У Гофмана даже все
герои делятся на своеобразные «лагеря» одни воплощают мир жизненной
прозы ( он называет их «просто хорошими людьми», «немузыкантами» ) ,
другие принадлежат миру поэзии (творческие личности , «музыканты»). В
новелле первый мир представляют Вероника (девушка , собирающаяся замуж за
Ансельма ), её отец, и др . Сказочно -поэтический мир, в который устремляется
Ансельм , связан с необычными существами : это царь духов Саламандр , его
дочь золотая змейка Серпентина, злая колдунья и др . Каждый из героев имеет
как бы своего «двойника» в противоположном мире.
Ансельм счастливо соединяется с любимой Серпентиной и обретает
счастье в сказочной Атлантиде . Финал сопровождается ироническим
замечанием автора о том, что «жизнь в поэзии» есть только мечта,
облагораживающая серые будни. Ирония Гофмана рождает и образ золотого
                                                    8

Г о фма н – о ди н и з ве дущи х ма сте р о в не ме цко го р о ма нти зма , са мый
по пуляр ный и з не ме цки х ли те р а то р о в в Ро сси и . Он б ыл мно го гр а нно
о да р ё нным че ло ве ко м, за ни ма лся ж и во пи сью, музыко й, ли те р а тур о й, по
о б р а зо ва ни ю б ыл юр и сто м. Г о фма н – а вто р пе р во й не ме цко й о пе р ы,
музыка льный кр и ти к, худо ж ни к, по ста но вщи к спе кта кле й – во пло ща л в се б е
р о ма нти че ски й уни ве р са ли зм.
           В ли те р а тур е Г о фма н – о ди н и з выда ющи хся р о ма нти ко в, пр е ж де все го
но ва то р в сфе р е пр о зы. Он являе тся а вто р о м мно ж е ства но ве лл и двух
зна ме ни тых р о ма но в – « Ж ит ейск ие во ззр ен ия к о т а М ур р а » и « Э лик сир ы
С а т а н ы ».
            Осо б о е ме сто в тво р че стве Г о фма на за ни ма е т жанр новел л ы-сказки.
Л итературная сказка не ме цко го р о ма нти зма (= ф антастическая повесть)
о тли ча е тся о т ска зки фо лькло р но й, в р о ма нти че ско м и скусстве это
са мо сто яте льный ж а нр . Л и те р а тур на я ска зка                   со де р ж и т ф ило со ф ск о е
о б о б ще ни е , о на сло ж не е , мно го зна чне е , в не й сло ж на я симво лик а . Н о ве лла -
ска зка выр а ж а е т суб ъе кти вный ми р а вто р а , в не й не т фо лькло р но го
пр о сто души я, не тб е зо го во р о чно й по б е дыдо б р а на д зло м.
           Ро ма нти ко в пр и вле ка л это т ж а нр , та к ка к о н на и б о ле е о тве ча л и х
ми р о во ззр е ни ю и эсте ти ке . В но ве лле -ска зке р е а льно е пе р е пле та е тся с
фа нта сти че ски м, зде сь во зни ка е т пр о сто р фа нта зи и а вто р а , е го тво р че ско му
во о б р а ж е ни ю.
           Г о фма н – о ди н и з кла сси ко в это го ж а нр а . Са мые и зве стные е го но ве ллы–
« Щ елк ун чик » , « Зо ло т о й го р ш о к » , « М а лен ьк ий Ц а хес» , « П о велит ельб ло х» .
         В           р а нне й но ве лле «Зол отой горш ок»                   ста лки ва ются уныла я
по все дне вно сть и ска зо чна я фе е р и я, о б ыде нна я ж и знь и ме чта , фа нта зи я.
Д ейст вие пр о исхо дит в ст а р ин н о м го р о де Д р езден е, к о т о р ы й о писа н в
по вест и весьма т о чн о . Гла вн ы й гер о й – ст уден т Ан сельм – сущест вует к а к б ы
в двух мир а х о дн о вр емен н о : в мир е по эзии и в мир е о б ы ден н о м. В
дейст вит ельн о й ж изн и о н б еден , о н н еуда чн ик , н а д н им смею т ся и счит а ю т
ст р а н н ы м .В мир е сво их мечт а н ий о н во зн а гр а ж дён за сво и н еуда чи в ж изн и.
Здесь о н – П о эт , т а ла н т , о н всемо гущ. Е му о т к р ы ва ет ся пут ь в во лш еб н о е
ц а р ст во Ат ла н т иду, по т о му чт о о н н е по хо ж н а др угих, о б ла да ет
во о б р а ж ен ием , н е мо ж ет вы н о сит ьпо ш ло й меща н ск о й ж изн и.
           Та ко й пр и ё м по лучи л на зва ни е « ДВ ОЕ М И РИ Я ». У Г о фма на да ж е все
ге р о и де лятся на сво е о б р а зные « ла ге р я» – о дни во пло ща ют ми р ж и зне нно й
пр о зы ( о н на зыва е т и х « пр о сто хо р о ши ми людьми », « н емузы к а н т а ми» ) ,
др уги е пр и на дле ж а т ми р у по эзи и (тво р че ски е ли чно сти , « музы к а н т ы »). В
но ве лле пе р вый ми р пр е дста вляютВ е р о ни ка (де вушка , со б и р а юща яся за муж за
А нсе льма ), е ё о те ц, и др . С ка зо чно -по эти че ски й ми р , в ко то р ый устр е мляе тся
А нсе льм, связа н с не о б ычными суще ства ми : это ца р ь духо в Са ла ма ндр , е го
до чь зо ло та я зме йка С е р пе нти на , зла я ко лдунья и др . К а ж дый и з ге р о е в и ме е т
ка к б ысво е го « дво йни ка » в пр о ти во по ло ж но м ми р е .
            Ан сельм сча ст ливо со един яет ся с лю б имо й С ер пен т ин о й и о б р ет а ет
сча ст ье в ск а зо чн о й Ат ла н т иде. Ф ин а л со пр о во ж да ет ся ир о н ическ им
за меча н ием а вт о р а о т о м, чт о « ж изн ь в по эзии» ест ь т о льк о мечт а ,
о б ла го р а ж ива ю ща я сер ы е б удн и. Ир о н ия Го ф ма н а р о ж да ет и о б р а з зо ло т о го