Аргументация: теория и практика. Тимофеев А.И. - 69 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

69
чая существенных оговорок, разворачивает критику смертной казни
вообще, представляя своего визави сторонником жестоких, массо
вых карательных мер, мизантропом и т. д. Может быть и такой вари
ант. Мы очень часто высказываем мысль с только подразумевающи
мися оговорками. Оговорки эти «сами собою разумеются», потому
что, если высказывать их, речь становится какимто нагромождени
ем оговорок – необычайно тяжелой и плохо воспринимаемой. Ого
ворки подразумеваются на каждом шагу, и это ведет к возможности
бесчисленных ошибок и софизмов. А. говорит: «Мышьяк – яд». При
этом подразумевается оговорка: «если принять его больше опреде
ленного количества». Б. опускает эту оговорку и говорит: «Стома
толог положил мне мышьяк в зубной канал, значит, он меня отрав
ляет». Такое суждение в быту выглядит нелепым, но в серьезных
обстоятельствах лучше сделать оговорку, чем ее не сделать.
д. Кроме частичной подмены тезиса в софистических спорах не
редко встречается и полная его подмена. Широко распространен так
называемый «переход на личности», когда вместо критики доводов
противника начинают обсуждать его самого. Например, если оппо
нент молод, то говорят: «Очень вы еще молоды и неопытны. Поживе
те, узнаете жизнь и сами со мною согласитесь». Если, наоборот, оп
понент в возрасте, то указывают на то, что пожилые люди отстают от
современной жизни. Очень часто встречается негативная оценка ум
ственных способностей оппонента и т. п.
е. Распространенным способом подмены тезиса является перевод
спора из плоскости обсуждения истинности или ложности тезиса в
плоскость выгоды. Мысль о полезности – это психологически очень
сильная мысль, она может действовать буквально гипнотически.
Когда обещают «золотые горы» немедленно, трудно думать, напри
мер, о том, что более отдаленные последствия могут быть весьма пла
чевными. А. Шопенгауэр писал об этой оговорке так: «Там, где при
менима эта уловка, остальных можно и не применять. Действуйте не
на разум, с помощью доводов, а на волю, с помощью мотивов; тогда и
противник и слушатели, если у них такие же интересы, как у него,
сейчас же согласятся с вашим мнением, хотя бы оно было заимство
вано из дома сумасшедших. Ведь лот воли весит по большей части
тяжелее, чем центнер рассуждения и убеждения»... «Когда мы суме
ем осязательно доказать противнику, что мнение его, если бы оно
приобрело значение, нанесет существенный вред его интересам, он
так же поспешно отшвырнет это мнение, как раскаленное железо,
которое нечаянно схватил в руку». (А. Шопенгауэр. Эристика или
искусство побеждать в спорах. Спб., 1900. С. 53.)