Составители:
Рубрика:
70
Софизмы доводов. Существуют многочисленные софизмы доводов.
О подмене доводов следует сказать то же, что и о подмене тезиса. К
ней нередко прибегают, когда видят, что довод слаб или неудобен.
1. Подмена доводов – это может быть его частичное сужение или
расширение, его смягчение или ужесточение. Особенно часто встре
чается попытка с помощью отдельных примеров доказать общее по
ложение. Каждый знает такие «доказательства», когда, например,
отрицательные признаки отдельных молодых людей переносятся
на всю молодежь. Наоборот, из общего положения «Все вороны
серые, не обязательно следует, что каждая ворона серая, ведь речь
идет не о существенном признаке. Такого рода выводы могут де
латься как по причине логической неграмотности, так и в демаго
гических целях.
2. Сравнительно редко встречается софизм «умножение довода»,
когда один и тот же довод повторяется в разных формах и словах и
сходит за два или несколько различных доводов. Эта уловка особенно
часто применяется в спорах при слушателях, в длинных речах и т. д.
Иногда очень трудно разобраться, одна ли мысль перед нами, выска
занная в разных формах, или несколько разных мыслей. Чтобы это
понять, надо напрягать внимание, а нередко требуется и хорошее
знание вопроса, о котором идет речь. Все это качества, редко прису
щие обычному слушателю, поэтому один довод может сойти за не
сколько. Вот простейший пример умножения довода. Тезис: «Бог
существует». Доказательство: В нашем духе существует непосред
ственная уверенность в Боге. Мы совершенно не можем избавиться
от мысли о Боге. Мы не можем думать о мире и не можем мыслить
самих себя без того, чтобы невольно с этим не соединилась и мысль о
Боге. Мы по необходимости должны думать о Боге. Сознание Бога
есть столь же существенный элемент нашего духа, как миросознание
и самосознание и т. д. По сути здесь один довод, представленный по
разному, но на неискушенного слушателя он действует как несколь
ко различных доводов.
3. Самые обычные ошибки доводов – это ложный довод и произ
вольный довод. Когда дело идет о намеренной ошибке, о софизме,
– ложный довод принимает характер лживого довода. Если у со
фиста нет истинных доводов, на которые можно было бы опереть
ся, то он берет какуюнибудь заведомо для него ложную мысль,
однако новую для оппонента или для аудитории, например: лож
ный факт, ложное обобщение, ложную цитату и т. п., и выдает их
за истинную. При этом он часто пользуется доверчивостью про
тивника или слушателей, или всеми возможными другими улов
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- …
- следующая ›
- последняя »