Аргументация: теория и практика. Тимофеев А.И. - 72 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

72
6. Имеются и скрыто субъективные доводы. Часто аргументиру
ют, выдвигая довод, рассчитанный на стереотипы мышления и пред
рассудки. Демагог может выдвинуть мысль, заявляя, что сам счита
ет этот довод действительным, например сопровождает его вводны
ми словами: «несомненно, что...», «известно, что...» и т. п. Скрыто
субъективные доводы в опытных руках могут стать грозным оружи
ем. Это происходит потому, что стереотипное поведение у людей пре
валирует. Оно позволяет значительно экономить силы и время. Ис
следования показывают, что люди склонны осмысленно реагировать
на ситуацию тогда, когда у них есть желание и возможность тща
тельно ее проанализировать. Желание же вникать и анализировать
возникает тогда, когда оно имеет личное значение. Если присутству
ет личное значение, то человек оценивает силу и истинность доводов,
если нет – реагирует в соответствии со стереотипами.
7. Разновидностью субъективного довода является так называе
мый «адвокатский довод». Сущность этой уловки состоит В том, что
софист пользуется к своей выгоде какойлибо неосторожностью про
тивника, ошибкой его или даже опиской, оговоркой и т. д. Наиболее
одиозную форму этот довод принимает в том случае, когда пользуют
ся ошибкой оппонента, несмотря на прямое заявление противника,
что это ошибка. Здесь эта уловка принимает характер лживого дово
да для аудитории.
8. Самая распространенная ошибка и самый распространенный
софизм – это произвольный довод. Если внимательно просмотреть
статьи в газетах, проанализировать выступления во время дискус
сий, прослушать споры политиков по телевидению, то почти неиз
менно мы натолкнемся в них на произвольные, вовсе не очевидные и
не доказанные утверждения и отрицания, на которые люди опирают
ся для поддержки своих мнений. Софист очень часто пользуется этой
лазейкой, для того чтобы ускользнуть от поражения в споре.
9. При рассуждении, особенно в спорах, приводятся не все мысли,
нужные для того, чтобы сделать тот или иной вывод. Некоторые из
них «выпускаются» и должны подразумеваться сами собою. Речь идет
об энтимемах. Например, в рассуждении: «Все люди умирают, ум
рем и мы» пропущена сама собою подразумевающаяся мысль («по
сылка» рассуждения) «мы люди». Можно пропустить вместо этой
посылки другую. «Все мы люди, значит, умрем и мы». Здесь будет
пропущена и необходимо подразумевающаяся мысль: «Все люди уми
рают» и т. д.
В устных спорах таких пропускаемых мыслей особенно много.
Мы имеем, однако, право пропускать лишь те посылки, которые