Аргументация: теория и практика. Тимофеев А.И. - 75 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

75
обойтись. Но надо помнить два условия правильного их использова
ния: 1. Эти доводы следует использовать, если отсутствуют соб
ственные доводы по существу, – что бывает очень часто, ведь чело
век не может всего знать, все испытать сам и все лично проверить.
Сама по себе ссылка на авторитет в огромном большинство случаев
является лишь более или менее вероятным (а не достоверным) дово
дом. 2. Каждый авторитет – авторитет только в области своей
специальности (эксперт). Если таких областей несколько – тем луч
ше для него. Но вне пределов специальности эксперт перестает быть
экспертом, и ссылки на него в этих случаях – ошибка или софизм. Но
и при соблюдении указанных условий ссылка на авторитет имеет раз
ные степени вероятности, которые необходимо каждый раз учиты
вать. Разновидностью довода «к авторитету» является аргументи
рование какойлибо мысли тем, что она принадлежит простому на
роду. Близким, по механизму действия, является использование не
авторитета, а популярности. Когда известная актриса говорит о пре
восходных качествах данного стирального порошка, важна не
столько сама объективная характеристика, сколько то, кто ее про
износит, ведь рекомендацию дает известный человек.
15. Уловка противоположного характера – совершенное отрица
ние авторитетов. В действительности есть сравнительно мало вопро
сов, в которых мы серьезно, с полным знанием, с затратой большого
труда и сил можем разбираться сами. Эти вопросы обычно не выхо
дят за пределы нашего житейского опыта и интересов и нашей специ
альности. В остальном мы поневоле основываемся на опыте и знани
ях всего человечества. Но если так, то естественно основываться на
опыте и знаниях не первого попавшего на пути человека, а экспертов
в той области, к которой относится вопрос, т. е. опираться на авто
ритеты. Поэтому полное отрицание авторитетов чаще всего являет
ся или результатом недомыслия, или софизмом.
16. Чаще, однако, встречается в настоящее время не полное отри
цание авторитетов, а другой софизм: отрицание того авторитета,
мнение которого приводится оппонентом в подкрепление своей мыс
ли. Речь идет о двойном стандарте в доказательстве. То, что выгодно
для доказывания, принимается, а что не выгодно – отбрасывается,
будь то суждения авторитета или реальные факты. Это очень силь
ный прием, который позволяет отстаивать одностороннее, не взве
шенное мнение о людях или сложных явлениях, событиях.
17. Использование двойного стандарта в аргументировании всегда
противоречиво. Поэтому применение этой уловки является частным
случаем введения в доказательство противоречащих друг другу аргу