Аргументация: теория и практика. Тимофеев А.И. - 77 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

77
известно, что один из приемов опровержения неправильной мысли
состоит в том, что мы рассматриваем ее следствия. Если следствия,
которые из нее необходимо вытекают, ложны или прямо нелепы, зна
чит, ошибочна и сама мысль, из которой они следуют. Софист же,
искажая этот прием, нередко старается навязать мысли нелепое след
ствие, которое вовсе из нее не вытекает. К этому же виду софизмов
примыкают попытки или требования дать однозначный простой от
вет на проблему, которая имеет лишь сложное решение. При этом
если пропонент пытается рассуждать и показывает всю сложность
проблемы, то демагог обвиняет его в попытке уйти от ответа.
Софизмы демонстрации (формы доказательства). Поскольку ос
новной ошибкой в форме доказательства является нарушение пра
вил умозаключения соответствующего вида, постольку в софисти
ческих целях может быть использовано «мнимое следование» тезиса
из доводов. Так, возможны попытки:
– Из частных доводов сделать общий вывод. При этом в доводах,
например, описываются свойства определенной разновидности яв
лений, а вывод делается о свойствах целого рода, хотя известно, что
не все видовые признаки необходимо являются и родовыми.
– Из условных суждений сделать безусловный вывод. Это проис
ходит тогда, когда аргументатор доказывает тезис, используя услов
ные суждения, но при этом в ходе аргументации «забывает» об этой
условности и полагает, что тезис доказан безусловно.
– Перейти от сказанного в определенном отношении к безотноси
тельному выводу. В этом случае следование будет мнимым, если, опи
раясь на относительные, пусть и весьма вероятностные доводы, пы
таются обосновать тезис необходимым образом.
В общем виде несоответствие между доводами и тезисом в случае
мнимого следования проявляется в том, что логически слабыми до
водами (узкими, условными, относительными, проблематичными)
пытаются обосновать логически более сильный тезис (широкий, бе
зусловный, безотносительный, достоверный).
В софистических целях используется также и готовность принять
некоторый тезис не по логическим, а по психологическим основани
ям. Здесь психологическая готовность выдается за логическое обо
снование. Таким, часто встречающимся случаем ошибки мнимого
следования является так называемый «довод к человеку», когда до
казывают не по существу выдвигаемого положения, а ссылаясь на
личные качества человека, которые, конечно, имеют значение, но не
дают, стопроцентного обоснования. Например, это имеет место, ког
да доказывают, что А. не мог совершить преступление, поскольку он
прекрасный работник и имеет высокую квалификацию, хороший се