Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

оноре Клозе (1808 – 1880) стал преемником своего учителя в консерватории. На этом поприще он добился зна-
чительных успехов. Он оставил богатейший инструктивный материал для кларнета и учебное пособие «Боль-
шая метода для кларнета» (1844). Его этюды до сих пор пользуются популярностью в педагогическом репер-
туаре. Клозе написал три руководства для различных видов саксофонов.
Не менее значительной была деятельность профессоров по классу валторны. Фредерик Дювернуа (1765 –
1838) был первым валторнистом «Большой оперы» в Париже и вел класс валторны до 1815 г. Ему принадлежит
«Школа для валторны» (1802), много концертов для валторны и других сочинений. Его сменил знаменитый
валторнист-виртуоз Луи Франсуа Допра (1781 – 1868), который сначала играл в оркестре Национальной гвар-
дии, а заем в «Большой опере». Он был каммер-музыкантом Наполеона I и Людовика XVIII. В консерватории и
работал с 1816 по 1842 г. Написал «Школу для альтовой и басовой валторны», имевшую тогда большую педа-
гогическую ценность, и много различных произведений. Замечательным исполнителем сначала на натуральной,
а затем на хроматической валторне был Жак Франсуа Галле (1795 – 1864). Ученик Допра, он стал профессором
консерватории в 1842 г. Им написаны ряд пьес и ансамблей для валторны, учебное пособие «Полный курс обу-
чения на валторне».
Примерно до 1940-х гг. прошлого столетия в консерватории не было классов трубы и тромбона.
В 1857 г. класс саксофона был открыт в Парижской консерватории. Его возглавил Адольф Сакс (1814 –
1894) – известный музыкальный мастер, изобретатель саксофона.
Первым профессором по классу трубы был Франсуа Доверие (1800 – 18?) также известный музыкант, со-
лист оркестра «Большой оперы». Вести впервые открытый класс корнета-а-пистона в 1869 г. был приглашен
Жан-Батист Арбан (1825 – 1889), автор популярной до сих пор «Полной школы для корнета-а-пистона и сакс-
горна». Около пятнадцати лет Арбан трудился над созданием своего метода обучения игре на корнете, и в 1862
г. его «Школа» для этого инструмента была утверждена в качестве метода Парижской консерватории.
Большое значение для развития искусства игры на духовых инструментах и совершенствования педагоги-
ки имела деятельность профессора Парижской консерватории Антонина Рейха (1770 – 1836), чешского компо-
зитора и теоретика. С 1788 г. он играл на флейте в боннском оркестре вместе с Бетховеном, который исполнял
партию альта. С 1818 г. стал профессором композиции в Парижской консерватории. В числе его учеников
Берлиоз, Лист, Гуно, Франк. Среди его сочинений, сохранивших свое значение до наших дней, 24 квинтета для
флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота. По мнению Берлиоза, Рейха хорошо знал возможности большин-
ства духовых инструментов. Его квинтеты для духовых пользовались в Париже успехом в течение многих лет.
Рейху следует считать основоположником жанра классического духового квинтета.
К 1900 г. классы духовых инструментов Парижской консерватории возглавляли известные музыканты: К.
Таффанель (флейта), Ж. Жилле (гобой), Роз (кларнет), Бурдо (фагот), Бремон (валторна), Милле (корнет-а-
пистон), М. Франкен (труба) и Аллар (тромбон). В консерватории продолжала существовать учебная комиссия,
которая управляла ходом преподавания и издавала по каждой специальности старательно разработанную методи-
ку. В комиссию входили выдающиеся профессора консерватории и другие музыканты (Массне, Сен-Сане, Гуно и
т.д.).
Кроме Парижской консерватории, во Франции существовали ее отделения в Тулузе, Лилле, Нанси, Лионе
и других городах.
Таким образом, классы духовых инструментов Парижской консерватории во многом определяли развитие
духового исполнительского искусства Западной Европы в XIX в.
Свой вклад в развитие духового исполнительства внесла Пражская консерватория. В ней преподавал клар-
нет Франц Тадеуш Блатт (1793 – 1856). Его имя связано с созданием «Полной школы для кларнета» (1828), ему
же принадлежит «Школа пения» (1830).
С первых дней основания Пражской консерватории ее оркестровое отделение включало классы всех духовых
инструментов. Выпускники этого учебного заведения впоследствии работали и во многих странах Европы. Так, в
России видными исполнителями и профессорами стали гобоист В. Шуберт, кларнетист И. Фридрих, валторнист
Ф. Эккерт и др.
В Венской консерватории с 1822 г. класс валторны возглавил Эдуард Константин Леви (1796 – 1846). Од-
ним из первых он начал играть на валторне с вентилями. С 1865 г. класс флейты стал вести уже упоминавшийся
выше Ф. Доплер, написавший для этого инструмента ряд концертов и виртуозных пьес. Его «Венгерская фанта-
зия» для флейты и фортепиано не утеряла популярности и в наши дни.
Классы духовых инструментов были открыты в Королевской высшей школе музыки в Берлине только в
1872 г. Трубу начал преподавать в 1873 г. известный музыкант Юлиус Козлек (1835 – 1905). Он прославился
как исполнитель высоких партий кларино И.С. Баха и как основатель духового квартета Kaiser kornettquartet.
Кроме многочисленных аранжировок для этого квартета, Козлек написал «Большую школу для корнета-а-
пистона и трубы» (в двух частях). Значительной была педагогическая деятельность в этом учебном заведении
видного немецкого тромбониста-виртуоза Морица Набиха (1815 – 1893).
Особое значение в развитии духового исполнительства имели учебные заведения, открытые во многих
других городах Германии. Многие их воспитанники впоследствии стали известными музыкантами. Исполни-
тельскую и педагогическую деятельность в России вели флейтист В. Кречман, кларнетисты К. Нидман, Ф.
Циммерман, В. Бреккер, корнетист В. Вурм, трубач В. Брандт и др.
Особенно плодотворной была творческая деятельность Анри Клинга (1842 – 1918). Он был профессором
Женевской консерватории по классу валторны и теории музыки. Им написаны очень популярная в свое время
«Школа для валторны», этюды для валторны, «Школа для фортепиано», а также «школы» для кларнета, для го-
боя, для фагота, для контрабаса, для барабана, для гитары. Ему принадлежит ряд обработок, переложений и ре-