Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Композитор широко пользуется солирующими духовыми инструментами, поручая им ответственные проведе-
ния тем. Таковы, например, соло фагота в самом начале «Весны священной» или соло корнета на фоне малого
барабана в «Петрушке».
Стравинский любит жесткие и звенящие созвучия деревянных и медных духовых инструментов. Приме-
ром может служить лейтмотив Петрушки из одноименного балета. Велико многообразие оркестровых эффек-
тов, применяемых здесь композитором. Это «прикрытые» валторны, frullato кларнетов, glissando тромбонов и
т.д.
В партитурах Стравинского нет ни одного одинакового состава инструментов. Он постоянно придумывает
новые ансамблевые комбинации, что наиболее наглядно в его камерно-инструментальных сочинениях. Это три
японские песни для сопрано, двух флейт, двух кларнетов, фортепиано и струнного квартета (1913); «Колыбель-
ные кота» для голоса (альта) и трех кларнетов (1915); «Прибаутки» для голоса, четырех струнных и четырех
духовых (флейта, английский рожок, кларнет и фагот, 1914) и т.д. В ансамблях Стравинский совершенствует
технику игры на духовых инструментах, которые нередко соперничают с голосом певца. Стравинскому при-
надлежат также три пьесы для кларнета соло (1919), в наши дни пользующиеся популярностью у исполнителей,
наконец, симфония для духовых инструментов (памяти Дебюсси, 1920) и концерт для фортепиано и духовых
инструментов (1924). Однако самым значительным произведением в этой группе явился октет для двух тром-
бонов, двух труб, двух фаготов, кларнета и флейты, написанный в 1923 г. Эта своеобразная тембровая партиту-
ра во многом подтверждает сказанное нами об умении композитора свободно объединять различные инстру-
менты в ансамбли.
К иной, додекафонной манере письма тяготеет Стравинский в ряде сочинений первой половины 1950-х гг.:
септете для кларнета, английского рожка, фагота, скрипки, альта, виолончели и фортепиано, трех песнях на
слова Шекспира для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта и траурной пьесе «Памяти Дилана Томаса»
Траурные каноны») для тенора, струнного квартета и четырех тромбонов.
Среди лучших инструментальных сочинений Стравинского выделяются «Черный концерт» (Ebony Con-
certo) для кларнета и джаза (1946) и сюита для кларнета, скрипки и фортепиано из «Истории солдата» (перело-
жение автора, 1918).
До сих пор пользуется популярностью, например, ряд концертных произведений видных французских
композиторов. Среди них фантазия для флейты с фортепиано Габриэля Форе (1845 – 1924); концертино для
флейты и фортепиано Сесиль Шаминад (1857 – 1944), ученицы Бенжамена Годара; «Вилланелла» для валторны
с оркестром Поля Дюка (1865 – 1935); «Конкурсное соло» для кларнета Андре Мессаже (1853 –1929). К сожале-
нию, редко исполняются три сонаты для кларнета и фортепиано выдающегося немецкого композитора Макса Ре-
гера (1873 – 1916). Ему же принадлежит «Романс» для кларнета и фортепиано.
Немало сделали в области развития камерно-инструментального жанра чешские композиторы: Антонин
Дворжак (1841 – 1904) – ему принадлежит серенада для двух флейт, двух кларнетов, двух фаготов, виолончели
и контрабаса; а также Леош Яначек (1854 – 1928). Сюита «Юность» написана для секстета духовых инструмен-
тов, состоящего из флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и бас-кларнета; концерти-нодля фортепиано,
двух скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота; другое концертинодля фортепиано (левой руки) и ансамб-
ля духовых инструментов, довольно необычного по составу: флейта-пикколо, две трубы и четыре тромбона.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные преобразования в оркестровом исполнительстве, прошедшие на протяжении XVIII –
начала ХХ в.?
2. Какое влияние на развитие исполнительства на духовых инструментах оказали композиторы венской
школы?
3. Каковы особенности исполнительской практики на духовых инструментах в конце XIX – начале ХХ в.?
3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
И ПЕДАГОГИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕНТРОВ ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Западная Европа в XIX в. уже имела замечательные оркестровые коллективы, деятельность которых во
многом определяла развитие музыкальной культуры. К ним относятся: Дрезденский симфонический оркестр,
созданный в середине XVI в. немецким композитором И. Вальтером; Берлинский симфонический оркестр, ко-
торый возник в 1742 г. одновременно с Берлинским придворным оперным театром (в числе его руководителей
были Г. Спонтини, Дж. Мейербер и другие видные музыканты); Лейпцигский симфонический оркестр Геванд-
хауза, основанный в 1781 г.; под руководством Ф. Мендельсона оркестр играл видную роль в музыкальной
жизни Германии.
XIX век выдвинул новые оркестры; многие из них существуют и в наши дни. Так, в Англии появились не-
сколько симфонических оркестров: оркестр Королевского филармонического общества (1813), оркестр Ч. Галле
в Манчестере (1857) и др. Во Франции приобретает известность оркестр концертов Парижской консерватории,
созданный Ф.А. Габенеком (1828), а во второй половине столетияеще несколько коллективов, получивших