Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Одним из ярчайших проявлений подлинно концертного романтического стиля является Концертштюк для
четырех валторн с оркестром фа мажор. К лучшим страницам творчества Шумана относятся «Три романса» для
фортепиано и гобоя, «Фантастические пьесы» для фортепиано и кларнета, четыре «Сказочных рассказа» для
фортепиано и кларнетаромантические пьесы с чертами программности. Довольно необычным составом ха-
рактеризуется Andante с вариациями для двух фортепиано, двух виолончелей и валторны.
Творчество Джоаккино Россини (1792 – 1868) для духовых инструментов мало известно музыкантам. Тем
не менее, оно представляет значительный интерес, демонстрируя высокое профессиональное знание духовых
инструментов.
К лучшим сочинениям концертного репертуара следует отнести Прелюдию и тему с вариациями для вал-
торны с фортепиано фа мажор, «Фантастическое рондо» для валторны с фортепиано и «Фанфары» для квартета
валторн.
Гектор Берлиоз (1803 – 1869) в своих грандиозных симфониях и ораториях обращался к громадным орке-
стровым составам, которых до него не знал ни один композитор. Композитор значительно расширил классиче-
ский состав симфонического оркестра, введя в него новые инструменты. Оркестрово-тембровый элемент играл
у Берлиоза ведущую роль в создании образа. Каждой оркестровой группе, каждой партии внутри группы Бер-
лиоз придавал самостоятельную роль. Берлиоз развил и сформировал в своем оркестре принцип «драматургии
тембров». Каждый тембр стал у него носителем определенного образа. Английский рожок в этой симфонии
великолепно использован в пасторальном плане, а также для выражения меланхолии и страсти; фагот ассоции-
руется с мрачно-трагическим образом.
Нововведения Берлиоза в этой области оставили значительный след в истории музыки и послужили осно-
вой для современной нам инструментовки, нашли многих последователей.
Одним из них был Рихард Вагнер (1813 – 1883). Оркестр Вагнера явился величайшим завоеванием музы-
кальной культуры XIX в.
Новые задачи, возложенные на оркестр, потребовали и новых приемов письма. Вагнер еще более, чем Бер-
лиоз, увеличил количественный состав оркестра. Он по существу сделал нормой то, что до него было лишь
редким исключением: тройной состав деревянных духовых. В области использования меди Вагнер переступил
границы принятого. Он присоединил к группе медных духовых инструментов квартет валторновых туб, басо-
вую трубу, специально сконструированные по его просьбе, контрабасовый тромбон и др. В партитурах компо-
зитора появляется туба.
Вагнер был первым, кто придал медным духовым мелодическую функцию. Солирующие духовые инстру-
менты оркестра участвуют в характеристике действующих лиц, отвлеченных идей, сил природы. Смешивая
звучание трех основных групп оркестраструнных, дерева и меди, Вагнер добивался гибкой, пластичной из-
менчивости симфонической ткани.
Характеристика духовых инструментов в творчестве композиторов-романтиков была бы неполной без ка-
мерно-инструментального наследия Иоганнеса Брамса (1833 – 1897). В истории духового инструментального
искусства значительный след оставили камерные сочинения Брамса, среди которых: трио для фортепиано,
скрипки и валторны и ряд сочинений с участием кларнета, трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля ми-
нор, квинтет для кларнета и струнного квартета си минор, две сонаты для кларнета и фортепианофа минор и
ми-бемоль мажор.
Первым исполнителем всех сочинений Брамса с участием кларнета был известный в то время немецкий
кларнетист Рихард Мюльфельд. Камерные ансамбли Брамса исполняются музыкантами только высокого клас-
са.
Камерно-инструментальное творчество для духовых инструментов известного французского композитора
Камилла Сен-Санса (1835 – 1921) обширно и интересно. Наряду с операми, симфониями и другими оркестро-
выми и инструментальными сочинениями Сен-Санс написал ряд ансамблевых произведений, в которых охва-
тил буквально все духовые инструменты от флейты до тромбона. Среди них «Тарантелла» для флейты и клар-
нета с оркестром (1857); септет для трубы, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано ми-
бемоль мажор (1881); каватина для тенорового тромбона и фортепиано; концертная пьеса для валторны и фор-
тепиано. К популярнейшим камерно-инструментальным сочинениям Сен-Санса следует отнести «Карнавал
животных» для двух фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии
и ксилофона. В 1921 г. Сен-Санс завершил серию сонат для духовых инструментов с фортепиано.
Духовые инструменты заняли важное место в творчестве многих других композиторов Западной Европы,
концертные и камерные сочинения которых не потеряли своей ценности и в наши дни. Среди них сюита для
флейты и фортепиано Бенжамена Годара (1849 – 1895); концерт для гобоя с оркестром Винченцо Беллини (1801
– 1835); концерт и соната для флейты Карла Рейнеке (1824 – 1910); концерты для валторны немецкого исполни-
теля и композитора Франца Штрауса (1822 –1905) – отца Рихарда Штрауса; концертино для фагота или тром-
бона Фердинанда Давида (1810 – 1873); квинтет для деревянных духовых инструментов Франца Данцы (1763 –
1826) и др.
Однако ведущей линией в истории духового исполнительства следует считать оркестровые партитуры, в
которых духовые инструменты получили небывалый простор. Именно симфоническая и оперная музыка, наря-
ду с концертной и ансамблевой литературой, определили дальнейшее историческое развитие искусства игры на
духовых инструментах.
2.5. ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.