ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Бетховен завершил становление состава классического оркестра, заложил основы большого симфониче-
ского оркестра. В группе деревянных духовых инструментов он окончательно утвердил кларнет. Таким обра-
зом, группа установилась в следующем составе: флейта, гобой, кларнет, фагот.
В медной духовой группе к валторнам и трубам Бетховен прибавил три тромбона, но сделал это очень ос-
торожно, введя их только в некоторые свои симфонии. В то же время композитор увеличил число валторн сна-
чала от двух до трех (третья симфония), а затем до четырех (девятая симфония). Это привело к тому, что посте-
пенно сформировался состав классического оркестра, который принято называть большим симфоническим ор-
кестром. Туба была введена в оркестр несколько позже.
Говоря о духовых инструментах в творчестве Бетховена, следует остановиться на одном из исполнителей
сочинений композитора, знаменитом чешском валторнисте Яне Вацлаве Штихе (1746 – 1803), известном также
как Джиованни Пунто. Он был придворным музыкантом в Майнце, Париже, Вене и с огромным успехом гаст-
ролировал в качестве солиста-виртуоза по всей Европе. Особенный успех выпал на его долю во время выступ-
лений в больших венских музыкальных «академиях». В одной из таких «академий», устроенной Штихом 18
апреля 1800 г. в Вене, как указывалось выше, участвовал Бетховен. Он был восхищен великолепным исполни-
тельским мастерством концертанта. Поэтому именно Штиху он посвятил единственное свое произведение для
валторны – сонату ор. 17, которую оба они с успехом исполняли в последующих «академиях».
Творчество Штиха как композитора в основном посвящено валторне. Он написал 14 концертов, 24 кварте-
та (валторна и струнные), 20 трио, много дуэтов, пьес, этюдов. Ему принадлежит «Школа игры на валторне»
(1798).
Значительный след в камерно-инструментальном жанре оставил ряд композиторов, работавших во второй
половине XVIII – начале XIX в. Это, прежде всего, плеяда замечательных чешских композиторов. К ним относят-
ся Антонио Розетта (1746 – 1792) – чешский композитор и дирижер (настоящее имя – Анто-Гиин Реслер). Творче-
ство Розетты обширно. Ему принадлежит ряд произведений для духовых инструментов. Среди них четыре кон-
церта для флейты, один – для гобоя, четыре – для кларнета, один – для фагота, три концерта для валторны, два –
для двух валторн и секстет для флейты, двух валторн и струнных инструментов. Концерт для двух валторн с орке-
стром ми-бемоль мажор – яркий образец инструментального концертного жанра XVIII в.
Современником венских классиков был и Леопольд Кожелух (1747 – 1818). Он написал много инструмен-
тальных концертов и ансамблей. Широко известны его концерты с оркестром для гобоя, для кларнета и для фа-
гота.
Среди лучших композиторов того времени следует назвать Франтишка Крамаржа, или Кроммер-Крамаржа
(1759 – 1831). Лучшими его сочинениями считаются сюиты для духовых инструментов, два концерта для гобоя,
два концерта для кларнета с оркестром.
К этой группе композиторов следует отнести и Иоганна Гуммеля (1778 – 1837). Для духовых инструмен-
тов им написаны известные у нас «Военный септет» для фортепиано, скрипки, виолончели, контрабаса, флей-
ты, кларнета и трубы до мажор; септет для фортепиано, флейты, гобоя, валторны, альта, виолончели и контра-
баса ре минор; Адажио и вариации для гобоя и фортепиано; концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор.
К наиболее интересным произведениям рассматриваемого периода относятся также концерты для трубы
(кларино) чешского композитора Франтишка Рихтера (1709 – 1789) и Леопольда Моцарта (1719 – 1787); кон-
церты для альтового тромбона австрийских композиторов Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736 – 1809) и
Георга Кристофа Вагензейля (1715 – 1777).
Огромное влияние на развитие духового исполнительского искусства, обогащение репертуара, расширение
выразительных и технических возможностей инструментов, а также на улучшение их конструкций оказало
творчество немецкого композитора Карла Марии Вебера (1786 – 1826). Духовые инструменты в оперном орке-
стре Вебера приобрели известную самостоятельность. Они, прежде всего, определили изобразительную силу,
живописность оркестровки.
Вебер чрезвычайно интересно использовал кларнет. Каждый из регистров этого инструмента имеет свое,
специфическое по эмоциональному восприятию звучание, и Вебер первым из композиторов-романтиков обра-
тил на это внимание. Не меньшую роль в развитии инструментальной музыки XIX в. сыграли концертные пьесы
для кларнета, фагота и валторны Вебера. Их отличие от концертов для духовых инструментов венских классиков
заключается в красочности колорита, яркости сопоставления тем, модуляционной свободе, блестящей концертно-
сти стиля.
Во всех сочинениях для солирующих духовых инструментов композитор сумел найти и подчеркнуть но-
вые исполнительские возможности в области звука, динамики, техники.
К представителям немецкой романтической школы относится Людвиг Шпор (1784 – 1859). Он известен
тем, что первым начал дирижировать палочкой. Шпор – автор многих опер, симфоний и инструментальных
сочинений. Ему принадлежат квинтет для фортепиано и духовых инструментов, Adagio для фагота и фортепиа-
но, четыре концерта для кларнета с оркестром. Концерты пользуются популярностью в педагогической практи-
ке и отличаются виртуозностью, присущей немецким романтикам, мечтательностью образов.
В наследии Франца Шуберта (1797 – 1828) духовым инструментам отведено незначительное место. В пер-
вую очередь, это октет для кларнета, фагота, валторны и струнного квинтета фа мажор (1824). Он представляет
собой романтизированный образец инструментального дивертисмента XVIII в. В нем чувствуется близость к
мелодике песен и танцев Вены.
Ряд интересных сочинений для духовых инструментов содержится в творчестве другого выдающегося не-
мецкого композитора Роберта Шумана (1810 – 1856).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »