Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

существовало четыре консерватории. Наиболее широкой известностью в первой половине XVIII в. пользовалась
инструментальная капелла Ospedale della Pieta, которой руководил А. Вивальди.
Одним из мировых центров музыкального искусства в XVIII в. был Париж. Знаменитыми коллективами здесь
считали оркестры «Духовных концертов», «Концертов олимпийской ложи», «Королевской академии музыки».
Хорошие придворные капеллы существовали в Дрездене, Берлине, Вене и других городах Германии и Австрии.
Возникновение придворных или городских оркестров в наиболее крупных городах Австрии и Южной
Германии, совпавшее с творческой деятельностью Гайдна и Моцарта, послужило расцвету оркестрового испол-
нительства. Состав оркестра к этому времени уже достаточно определился. Правда, некоторые инструменты
тромбоны, кларнеты и ударные, получившие признание в оперном оркестре, – не были еще введены в состав
концертного оркестра.
Руководителем придворной мангеймской капеллы был чешский композитор, скрипач и дирижер Ян Ста-
миц (1717 – 1757).
Среди музыкантов-духовиков оркестра выделялся флейтист Иоганн Батист Вендлинг (1720 – 1797), пер-
вый исполнитель многих сочинений Моцарта. К замечательным оркестрантам и солистам капеллы относятся
также гобоисты Ф. Рамм и А. Лебрюн, валторнист Ф. Ланг и фаготист В. Риттер.
Мангеймская капелла была необычна по своему составу. В ней имелось парное количество флейт, гобоев,
кларнетов, валторн, труб и литавр; фаготов было четыре. Неполной по существу оставалась медная духовая груп-
па: ей недоставало квартета валторн, трио тромбонов и тубы. Опираясь на богатейшую практику мангеймцев,
Моцарт установил парное соотношение всех духовых инструментов и таким образом определил современный
малый состав классического оркестра. Именно для этого состава написали свои симфонии Гайдн и Моцарт, поло-
жив тем самым начало новой эре в истории концертно-симфонической музыки.
Широкое распространение получают духовые инструменты и исполнительство на них в бытовой и воен-
ной музыке, например в оркестрах французской гвардии и немецких уланских полков. На военных парадах ис-
полнялось множество музыкальных произведений, написанных для двух гобоев, двух кларнетов, двух валторн
и двух фаготов.
В XVIII в. подлинно концертным, даже модным инструментом становится поперечная флейта. Она еще не
отличалась совершенством. В конструкции было много недостатков, что сказывалось на чистоте интонации и
равномерности силы звука в различных октавах. Тем не менее, появился ряд выдающихся исполнителей на
этом инструменте.
Одним из наиболее популярных концертантов XVIII в. считался немецкий флейтист-виртуоз Иоганн Иоа-
хим Кванц (1697 – 1773). Он был образованным музыкантом, композитором, педагогом. С успехом концерти-
ровал Кванц у себя в стране и за ее пределами. Кванцу принадлежит капитальный труд под названием «Опыт
руководства по игре на поперечной флейте», изданный в 1752 г. Автор дает не только метод скорейшего овла-
дения навыками игры на поперечной флейте, популяризует новый инструмент в противовес старой, продольной
флейте, но и широко обобщает музыкально-исполнительскую практику эпохи. Ему принадлежит также работа
«Аппликатура для поперечной флейты в двух ключах». Из музыкальных произведений Кванца несомненную
ценность для нас представляют его произведения для флейты. Он написал около 300 концертов для одной и
двух флейт, шесть сонат для флейты и баса, около 200 камерно-ансамблевых пьес с участием флейты. Его кон-
церт соль мажор (1740) с успехом исполняется в наши дни. Кванц занимался и усовершенствованием флейты:
он первым изготовил регулирующий винт для пробки головной части инструмента.
Совершенствование конструкций инструментов происходило очень медленно. Изменение конструкций
было связано, в первую очередь, с расширением диапазона, выравниванием звукоряда, с эстетической окраской
звучания.
Исполнители и мастера почти одновременно пришли к мысли о необходимости ввести в механизм флейты
дополнительные клапаны. Заслуга в совершенствовании принадлежит флейтистам и инструментальным масте-
рам: итальянцу П. Флорио, англичанину Д. Тесситу, немцу И. Тромлицу и датчанину П. Петерсену. Их усовер-
шенствования, в частности, дополнительные клапаны, позволили флейтистам получать все полутона, облегчи-
лась техника игры, стали возможными хроматические пассажи.
На рубеже XVII–XVIII вв. появляется, наконец, один из интереснейших инструментов, который в даль-
нейшем дополнил и украсил группу деревянных духовых инструментов в симфоническом оркест-рекларнет.
Он создан, как предполагается, в 1701 г. известным нюрнбергским мастером деревянных духовых инструмен-
тов Иоганном Кристофом Деннером (1655 – 1707).
С 1750-х гг. кларнеты были включены во все военные оркестры. Натуральные трубы могли исполнять мо-
тивы только ярко выраженного фанфарного плана. Гобои звучали на воздухе очень слабо, поэтому появление
кларнетов и их применение в духовом оркестре было встречено с большим удовлетворением.
Первый случай применения кларнета в симфоническом оркестре относится к 1720 г.: капельмейстер собо-
ра в Антверпене Ж. А. Фабер включил его в свою мессу. До 1950-х гг. это был единственный случай примене-
ния кларнета. Затем кларнет все чаще и чаще появляется в партитурах. Рамо Ж.Ф. в 1751 г. вставил его в герои-
ческую пастораль «Акант и Кефис», а И. С. Бахв оперу «Орион», поставленную в Лондоне в 1753 г.
В первой половине XVIII в. валторна превращается в натураль-нуюс широким, мягким, бархатистым
звучанием. Исполнители на этом инструменте ищут более эффективных приемов игры. Серьезные усовершен-
ствования затронули в XVIII в. также трубу и валторну, что сделало эти инструменты ведущими в симфониче-
ских оркестрах.
2.4. ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ