Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

В развитии духового инструментального искусства первая половина XVIII столетияпериод, который оз-
наменовался творчеством таких великих композиторов, как А. Вивальди, Г.Ф. Телеман, И.С. Бах и Г.Ф. Ген-
дель. С их исполнительской и композиторской деятельностью непосредственно связано дальнейшее совершен-
ствование и обогащение выразительных и технических возможностей духовых инструментов, дальнейший рост
исполнительского мастерства.
Творчество многих итальянских композиторов (Дж. Торелли, А. Марчелло, Ф. Верачини, Дж. Тартини, Т.
Альбинони и др.) говорит о высокой профессиональной культуре и виртуозном мастерстве музыкантов-
духовиков того времени.
Среди своих современников и соотечественников выделяется венецианец Антонио Вивальди (1678 –
1741). Он был одним из первых, кто широко обратился к жанру программного концерта, проложившего дорогу
ранним программным симфониям XVIII в. Имеются такого рода сочинения и для духовых инструментов, на-
пример, концерты, названные композитором «Буря на море», для флейты, гобоя, фагота, скрипки, альта и чем-
бало или для флейты, струнного оркестра и чембало.
Вивальди много экспериментировал с инструментальными тембрами. Он выводил в качестве сольных два,
три и более инструментов, смело сочетал тембры струнных и духовых. Ему принадлежат девять концертов для
пяти труб со струнным оркестром, три концерта для скрипки и трубы со струнным оркестром, концерт для трубы
со струнным оркестром, два концерта для двух труб со струнным оркестром и органом и другие сочинения. В сво-
ем творчестве Вивальди поставил духовые инструменты в один ряд со струнными и дал образцы сольного кон-
цертного использования примитивных в то время по конструкции инструментов.
Музыка Вивальди составляет золотой репертуарный фонд каждого солиста-духовика.
Еще одним видным композитором был Томазо Альбинони (1671 – 1750). Наиболее известными из сочине-
ний Альбинони для духовых инструментов являются два концерта для трубы и струнного оркестра и четыре
концерта для гобоя, струнных и баса.
Не менее значительным в свое время был другой итальянский композиторАлессандро Марчелло (ок.
1684 – ок. 1750). Среди произведений для духовых инструментов известны шесть концертов для гобоя или
флейты с оркестром, шесть концертов для двух флейт или скрипок и др.
Произведения для солирующего гобоя Вивальди, Альбинони, Марчелло показывают, что искусство игры
на этом инструменте стояло в Италии на высоком уровне и композиторы много и плодотворно писали в этом
жанре. Если гобою они отдавали предпочтение, то флейте, фаготу, трубе и валторне также уделялось немалое
внимание.
К этому же периоду относится творчество Георга Филиппа Телемана (1681 – 1767). К лучшим сочинениям
композитора относятся: соната для флейты и чембало до мажор, концерт для трубы, струнного оркестра и basso
continue ре мажор, трио для флейты, гобоя и виолончели с чембало ми минор, квартет для флейты, скрипки,
виолончели и чембало ми минор и др.
Многочисленные оркестровые сочинения с участием духовых инструментов Телемана свидетельствуют о
высоком исполнительском уровне музыкантов того времени. Яркий образец томусюита для флейты и струн-
ных инструментов ля минор.
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) в своих сочинениях применял те духовые инструменты, которые уже
существовали и использовались в музыкальной практике. Но в его музыке они получили новое осмысление.
Духовые инструменты стали у Баха полноправными носителями богатого эмоционального содержания, которое
отличает музыку этого композитора. Творческое наследие Баха очень обширно. Из произведений в камерно-
инструментальном жанре выделяются флейтовые сонаты. Единственной в своем роде в мировом инструмен-
тальном творчестве является соната для флейты соло ля минор. В ней воплотились лучшие черты баховского
«органного» инструментального мышления. Одним из шедевров флейтового репертуара является сюита си ми-
нор для флейты, двух скрипок, альта и баса. Однако самым совершенным выражением оркестрового стиля Баха
и его отношения к духовым инструментам являются шесть «Бранденбургских концертов», которые были написа-
ны в 1721 г. в Кетене.
Вклад Баха в литературу для духовых инструментов и исполнительство на них огромен. Однако творчест-
во Баха для духовых находилось в забвении более полутора веков. Крупнейшие педагоги-духовики дореволю-
ционной России (В. Кречман, Ф. Степанов и др.) считали, что в сочинениях Баха исполнитель не сможет рас-
крыть виртуозного блеска флейты, и им предпочитались концерты Бриччиальди, Фукса, Чиарди и т.д. Только в
ХХ в. произведения Баха заняли прочное место в педагогической и исполнительской практике.
Другим величайшим композитором Германии был Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759). Среди его сочине-
нийсонаты для двух гобоев и basso continue, для флейты и basso continuе, 15 сольных сонат для флейты или го-
боя и basso continue. Наиболее популярна и любима исполнителями соната для флейты и фортепиано ля минор.
Вершиной инструментального творчества Генделя являются его произведения в жанре concerto grosso (три кон-
церта для солирующего гобоя с оркестром, одиндля валторны с оркестром (1740), концерт для гобоя соль ми-
нор).
2.3. СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В ОРКЕСТРОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII В.
XVIII век был временем стремительного развития и распространения оркестрово-исполнительской куль-
туры в Западной Европе. Оркестры, инструментальные капеллы, оперные театры продолжали существовать при
дворах коронованных особ, представителей дворянства и высшего духовенства.
Высокого подъема достигла оркестровая культура в Италии. К лучшим оркестрам относились туринский,
пьемонтский, миланский. Венеция была подлинным центром профессионального обучения духовиков. В ней