Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В эпоху Возрождения более или менее постоянные духовые и струнные ансамбли начали возникать во
многих городах. Исполнялась прикладная музыка для танцев, шествий, похорон, пиров и т.д. Но чисто оркест-
ровых произведений, предназначенных для слушания, для выступлений перед публикой, пока не было.
Огромную роль в развитии камерно-инструментальной культуры сыграло творчество двух итальянских компо-
зиторов Андреа Габриели (1510/20 – 1586) и его племянника Джованни Габриели (ок. 1557 – 1612/1613), явившихся
создателями величественно-монументального стиля венецианской полифонической школы. Именно с их творчест-
вом связано привнесение приемов вокальной полифонии в инструментальную музыку. Особенно важна роль духо-
вых в сочинениях Джованни Габриели.
В эпоху Возрождения продолжается эволюция конструкций самих инструментов. Известно, что в Венеции
и Болонье делались лучшие духовые инструменты.
До конца XVI в. исполнители пользовались по преимуществу продольными флейтами самых различных раз-
меровдискантовыми, альтовыми, теноровыми, басовыми. Из них часто составлялись ансамбли, число участни-
ков которых доходило до двадцати человек. Диапазон у всех разновидностей продольных флейт колебался в пре-
делах от двух до двух с половиной октав. Они обладали приятным, мягким, но весьма слабым и маловыразитель-
ным звуком, неровным по силе и не всегда точным по высоте, так как игровые отверстия делались не в тех местах,
где того требовала акустика, а в тех, где было удобно закрывать их пальцами.
Заметную роль играла группа корнетов, или цинков. Среди них были инструменты прямые и изогнутые.
Звук корнетов был тусклым по тембру, но достаточно громким по силе.
В этот период по-настоящему сформировались только два из всех духовых инструментов: фагот и тром-
бон. К созданию в XVI в. фагота привела реконструкция басовых деревянных духовых инструментовбомбард
и поммеров. Неуклюжую прямую бомбарду как бы сложили пополам, подобно латинской букве U, в результате
чего возникло новое качество звука: он стал намного мягче, исчезли резкость и грубость. Появилось целое се-
мейство фаготов: дискант, альт, тенор, хорист, двойной фагот, квартфагот и контрафагот. Поиски более удоб-
ной формы инструмента привели к созданию и других разновидностей фагота, среди которых любопытна одна,
называемая «рак-кет» – низкий, похожий на банку деревянный инструмент с девятью изгибами внутри и очень
узким цилиндрическим сверлением.
Появление тромбона, близкого по своей конструкции к современному инструменту, относится к XV в. Затем,
к концу XVI в., появляются четыре разновидности тромбона: альтовый, теноровый, квартовый и октавный. В
XVII в. к этому семейству прибавился тромбон сопрано в строе си-бемоль, звучащий октавой выше тенорового.
Практика игры на духовых инструментах, существовавшая в XVI в., а также инструментарий были обоб-
щены и зафиксированы немецким композитором и теоретиком конца XVI – начала XVII в. М. Преториусом в
книге «Syntagma musicum». В ней содержалась серия таблиц с рисунками этих инструментов.
Совершенствование конструкций стало отправной точкой дальнейшего развития исполнительства на духовых
инструментах.
Контрольные вопросы
1. Какие общие конструктивные особенности характерны для духовых инструментов Древнего мира?
2. Какова была роль духовых инструментов в общественной практике античности?
3. Расскажите об основных особенностях оркестрового исполнительства в средневековой Европе?
2. ИСКУССТВО ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVII–XIХ вв.
2.1. ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ
И КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ XVII В.
Первые оркестры сформировались в начале XVII в. в итальянской опере. Одним из создателей оркестра
явился основоположник классической оперы, гениальный реформатор в инструментальной сфере Клаудио Мон-
теверди (1567 – 1643). Он разделил все инструменты оркестра на группы смычковых и духовых; на группы, со-
провождающие и ведущие мелодию. Монтеверди использовал инструменты, более совершенные по устройству и
новые по эмоциональной выразительности. Композитор одним из первых ввел в оперный оркестр трубы с сурди-
нами (как правило, они применялись в быту при исполнении траурной музыки).
Духовые инструменты в оркестре Монтеверди играли не только важную колористическую роль, но и уча-
ствовали в музыкально-сценическом развитии. Так, пасторальный колорит ряда сцен создается звучанием ма-
ленькой флейты; использование тромбонов сгущает атмосферу страха в картине царства теней усопших, а под-
вижные пассажи в партиях двух корнетов еще более подчеркивали драматический характер эпизодов.
В 1637 г. в Венеции открывается первый общедоступный оперный театр «Сан-Кассиано». Вслед за ним на
протяжении XVII в. появляются другие оперные театры, всего свыше десяти. Духовые инструменты получали все
большую самостоятельность. В увертюрах и шествиях все шире применялись трубы, они же часто противопос-
тавлялись голосу в ариях; в фантастических эпизодах звучали фаготы, корнеты и тромбоны; в изобилии употреб-
лялись литавры, барабаны и другие ударные инструменты. Флейты использовались в оркестре пока еще очень
редко. Смелым новшеством явилось введение Кавалли в оркестр (в опере «Свадьба Фетиды и Пелея», 1639) хора
охотничьих рогов. Оно открыло дорогу сначала использованию этих инструментов в сценах лесной природы и
охоты, а позднеепоявлению и введению в оркестр валторны.