Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Значительное место занимали духовые инструменты в музыкальной культуре Древней Греции (II–I тыся-
челетия до н.э.). Музыка играла важную роль в общественной жизни. Обучение молодежи музыке было обяза-
тельным, а игра на музыкальных инструментах входила в программу различных соревнований и представлений.
Из духовых инструментов наибольшей популярностью пользовались авлос и сиринкс.
Авлосинструмент, напоминающий современный гобой. По своему строению и звучанию авлос походил
на многие восточные инструменты. Он состоял из конической или цилиндрической трубки и имел длину от 275
до 575 мм и тричетыре игровых отверстия. Позднее количество отверстий на авлосах доходило до 15. Трость
не зажималась губами исполнителя, а полностью находилась во рту. Диапазон авлоса был приблизительно от ре
первой октавы до ре третьей. Исполнитель обычно играл на двух инструментах или на двойном авлосе. Искус-
ство игры на авлосе носило название «авлетика», а пение под аккомпане-мент – «авлодия».
Другим популярным инструментом, как указывалось выше, был сиринкс. Согласно древнегреческому ми-
фу, бог лесов и полей, покровитель пастухов Пан воспылал любовью к нимфе Сиринкс. Нимфа обратилась с
мольбой о помощи к речному богу, и тот превратил ее в тростник. Из этого тростника Пан сделал «сладкозвуч-
ную» флейту. Отсюда ее название: сиринкс, или флейта Пана. Наряду с авлосом сиринкс главенствовал среди
других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, представлениях, вечерах поэзии,
гимнастических упражнениях. К существовавшим в то время медным духовым инструментам относят, наряду с
широко распространенными трубами, и тромбон. В 1738 г. при раскопках Помпеи были обнаружены два тром-
бона, выкованных из бронзы, с золотыми мундштуками.
Музыкальная культура Древнего Рима (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) складывалась под воздействием древне-
греческой и восточных цивилизаций. Широкое распространение получила игра на духовых инструментах
предках современных труб, валторн, тромбонов, преимущественно связанных с воинским бытом. Это туба
(прямая труба), изогнутый рог, или букцина, литуус (инструмент с цилиндрическим прямым стволом и изогну-
тым раструбом). Римские воины знали цену этим инструментам. Римские легионы включали большие оркест-
ры, где музыканты играли на медных и бронзовых тубах, рогах, букцинах и литуусах. Предание рассказывает,
что Александр Македонский располагал таким рогом, «зычный глас» которого был слышен за четырнадцать с
половиной верст.
Медные духовые инструменты участвовали не только в военной жизни. Они были полноправными участ-
никами театрализованных зрелищ, боев гладиаторов и официальных церемоний. Все духовые инструменты
разделялись в Древнем Риме на мужские и женские виды. Этому разделению соответствовал и характер музы-
ки, которая, соответственно, исполнялась на тех или иных инструментах.
1.2. ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В СРЕДНИЕ ВЕКА (V–XIV ВВ.)
В средневековой Европе многие странствующие артисты хорошо играли на духовых инструментах. Для
исполнения плясовых мелодий, танцевальных пьес они нередко собирались в ансамбли.
В рыцарском быту широко распространены были духовые инструменты с громким звуком утилитарного
назначения. Например, средневековый рог (инструмент типа натуральной валторны) применялся лишь в воен-
ной и придворной жизни. Каждый воин имел свой собственный рог; рог как символ мужества носили даже не-
которые дамы.
В разных странах рог имел различные очертания и выполнялся из многих материалов. К середине XVIII в.
он стал называться «простым рогом» и «натуральной валторной».
Аналогичную роль в рыцарском быту играла труба, на ней играли специальные воины-музыканты. Труба
звала войско в бой, подавала сигнал к отступлению или возвещала победу. Музыканты-трубачи прославляли
победителя на турнире, участвовали в коронации и параде, предупреждали о прибытии ко двору высокого гос-
тя.
Особое распространение получают духовые инструменты в городской так называемой «башенной музыке».
В каждом городе существовали башенные сторожа, которые должны были на различных духовых инструментах
подавать сигналы, возвещавшие о времени суток, о каком-либо важном событии, о приближении чужого. Тради-
цией «башенной музыки» стало и исполнение по праздникам целых хоралов группами духовиков, располагав-
шихся на высоких городских башнях. Для этого назначались наиболее квалифицированные исполнители и часто
писалась специальная музыка. Такие ансамбли городских трубачей послужили основой для создания в дальней-
шем духовых оркестров.
В Средние века в странах Западной Европы существовал обычай, предписывающий городским магистра-
там иметь свой, отличный от других фанфарный сигнал. Таким образом, каждый отдельный город получал как
бы музыкальный герб, возникала своеобразная музыкальная геральдика.
К XI–XII вв. относится возникновение первых инструментальных капелл при дворах. К духовым инстру-
ментам периода средневековья относятся флейта (продольная и поперечная), труба, тромбон, рог, корнет
(цинк), свирель и некоторые другие, а также инструменты с двойной тростьюшалмей (предшественник го-
боя), поммер и бомбарда (предшественник фагота).
Все эти инструменты имели форму прямой трубки с большим воронкообразным раструбом. Басовые инст-
рументы достигали в длину трех метров.
Трости шалмеев, поммеров и бомбард не прикасались к губам исполнителя, а были помещены в специаль-
ный чашеобразный мундштук, в который вдувался воздух. Поэтому добиться выразительной игры на этих ин-
струментах было крайне трудно. Да и качество самого звука было резким и грубым. Становилась все более и
более очевидной необходимость конструктивных изменений.
1.3. ДУХОВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО