Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

1. РАЗВИТИЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
ОТ ИСТОКОВ ДО КОНЦА XVI в.
1.1. ИНСТРУМЕНТЫ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ
И ДРЕВНЕГО МИРА
Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служили кусок тростника,
кость или рог животного, морская раковина, скорлупа крупного ореха и т.д. Первобытный человек использовал
их в своей повседневной жизнина охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты
постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Уже среди предметов
материальной культуры эпохи палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современные.
Отмечено три вида духовых инструментов: один из них составляли древние флейтыпродольные, поперечные
и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отвер-
стия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в
наше время на блок-флейтах. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее
ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.
Ко второму виду древних духовых относились инструменты язычкового типа звукоизвлеченияпрототи-
пы современных гобоев, фаготов и кларнетов. Звук на них образовывался при помощи колебаний тростниковых
пластинок под воздействием воздушной струи.
Третий вид представляли предки медных духовых инструментов с воронкообразным мундштуком. При
извлечении на них звука главную роль играли губы исполнителя, являвшиеся единственным возбудителем ко-
лебаний воздушного столба в инструменте.
Музыка активно участвовала во всех областях государственной и общественной жизни Древнего Египта,
Вавилона и Древнего Востока (Индия и Китай). Она звучала в культовых обрядах, военных шествиях и при-
дворных церемониях и пирах. В сложной иерархии общества музыкантам-инструменталистам отводилось по-
четное место вслед за богами и царями.
При армиях существовали специальные оркестры, оснащенные военными трубами и ударными инстру-
ментами.
Богатством отличалась музыкально-инструментальная культура Древнего Китая. Традиционный оркестр
включал в себя около ста видов инструментов. В основе духового инструментария лежал флейтовый тип. Это
сяо (продольная глиняная флейта), пайсяо (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), чи (попе-
речная флейта с тремяшестью игровыми отверстиями), юэ (короткая поперечная флейта) и др. Все эти инст-
рументы имели мягкое и нежное звучание. Более резко и громко звучали представители гобойного семейства
сона и гуань, они использовались реже. Много было металлических инструментов с воронкообразными мунд-
штуками и без них, в основномбронзовые трубы с большим или малым раструбом, применявшиеся, главным
образом, для военных целей.
В группу ударных инструментов входили инструменты типа тамбурина, одностороннего малого барабана,
набор колоколов, образующих определенный ладовый звукоряд, и многие другие.
Весьма разнообразным был инструментарий Древней Индии. Наиболее распространенным духовым инст-
рументом являлась ваншаразновидность поперечной флейты. Из мундштучных бытовала шанк-хатруба из
морской раковины, густого и полного тембра. У древних индийцев имелись инструменты и гобойного типа.