Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

имена своих основателей. Это оркестр Ж. Паделу (1851), оркестр Э. Колонна (1872), а также оркестр Ш. Ламуре
(1882). В 1842 г. в Австрии был основан Венский филармонический оркестр. Его основателем явился немецкий
композитор, органист и дирижер О. Николаи.
Появились оркестры и в Соединенных Штатах Америки. Впоследствии они стали широко известными во
всем мире. В 1842 г. Э. Хилл и Э. Тимм создали Нью-Йоркский филармонический оркестр. Затем с оркестром
работали В. Менгельберг, Ф. Вейнгартнер, Г. Малер и др. В 1881 г. Г. Хиггинсон сформировал Бостонский
симфонический оркестрпервым дирижером его стал Г. Хеншель.
Появление новой романтической оркестровой культуры выделило многих замечательных музыкантов-
духовиков, искусство которых стояло на достаточно высоком уровне.
Известно, например, что Вебер писал свои кларнетовые сочинения в расчете на Генриха Бермана, солиста
придворного оркестра Мюнхена. В своем дневнике композитор оценил одно из выступлений кларнетиста сло-
вом «превосходно». Следовательно, Берман был незаурядным музыкантом, ему были присущи те исполнитель-
ские качества, которых требовала музыка Вебера. Генрих Иосиф Берман (1784 – 1847) был до 1806 г. гобоистом
в гвардейском полку в Берлине, а потом стал придворным музыкантом в Мюнхене. Он учился игре на кларнете
у известного педагога Франца Тауша (1762 – 1817), с ранней юности игравшего в знаменитой Мангеймской
капелле, а позднеев Берлинском придворном оркестре. Берман был и композитором. Он оставил свыше 90 со-
чинений для кларнета, 38 из которых опубликованы. В свое время они очень ценились кларнетистами.
Сын Бермана Карл (1820 – 1885) также был известным кларнетистом. Он учился у отца, игра была превос-
ходной.
Среди концертировавших флейтистов того времени можно назвать англичанина Ричарда Карта (1808 –
1891), одного из первых, кто освоил бемовскую флейту и пропагандировал ее в своих концертах; итальянца
Джулио Бриччиальди (1818 – 1881), много концертировавшего и долгие годы жившего в Лондоне, чьи сочине-
ния для флейты пользовались огромной популярностью; венгра Ференца Доплера (1821 – 1883), игравшего в
оркестре будапештской оперы совместно с братом Карлом Доплером, также флейтистом (1826 – 1900), успешно
выступавшего в Париже, Брюсселе, Лондоне и других городах.
Выдающимся флейтистом второй половины XIX столетия был Клод Поль Таффанель (1844 – 1908), кото-
рому многие композиторы посвятили свои произведения. Во время гастролей в России его игру слышал Чай-
ковский и дал ей высокую оценку.
Известность в то время завоевал немецкий валторнист Людвиг Шунке (1810 – 1834), близкий друг Шума-
на. С 1833 г. он жил в Лейпциге, где в содружестве с Шуманом основал «Новый музыкальный журнал» (1834).
В конце XIX в. много и успешно гастролировал по странам Европы французский валторнист-виртуоз Луи
Савар. Серьезный подбор произведений, которые были в репертуаре исполнителя, говорит о высокой культуре
музыканта. Он играл концерты Моцарта, Штрауса, сонату Бетховена, трио для скрипки, валторны и фортепиано
Брамса. Высокое исполнительское мастерство Луи Савара вдохновило Скрябина на создание «Романса» для вал-
торны, который он посвятил этому великолепному музыканту.
История сохранила для нас имена исполнителей, которые могли извлекать на медных духовых инструмен-
тах сразу несколько звуков различной высоты. Такой исполнительский прием в наши дни кажется фантастич-
ным. В то же время, один из таких музыкантов был широко известен в Париже. Это французский валторнист-
виртуоз Эжен Леон Вивье (1821 – 1900). Его исполнительское мастерство получило признание. Он пользовался
особым покровительством императорского двора Наполеона III. Музыкальная пресса много писала о его не-
обыкновенном таланте играть на валторне аккордами.
Еще об одном таком исполнителе упоминал Берлиоз. Среди музыкантов Штутгартского оркестра он отме-
чал солиста на теноровом тромбоненекоего Шраде, который блестяще владел своим инструментом.
В начале XIX столетия в Западной Европе начали складываться исполнительские и педагогические школы.
Основную роль здесь сыграло открытие консерваторий в крупных городах Европы. Первой открылась консерва-
тория в Париже (1795), а в XIX в. – в Праге (1811), Варшаве и Вене (1821), Лондоне (1822), Пеште (ныне Буда-
пеште, 1840), Лейпциге (1843), Берлине и Кельне (1850), Бухаресте (1864) и т.д.
Первая консерватория в Париже сформировалась в годы Великой французской революции. Во главе клас-
сов духовых инструментов в Парижской консерватории стали видные музыканты. Одним из первых класс
флейты возглавил Иоганн Георг Вундерлих (1755 – 1819), знаменитый виртуоз на этом инструменте. До 1813 г.
он был солистом оркестра «Большой оперы» и до самой смертипрофессором консерватории. Вундерлих
автор «Школы для флейты». Его сменил ученикзнаменитый Ж.Л. Тюлу, который, к сожалению, оставался
противником обучения своих учеников на флейте новой конструкции. Преподавание на новой флейте стало
вестись лишь в 1893 г., спустя много лет после ухода Тюлу из консерватории.
Первыми профессорами классов гобоя были Антуан Саллатен (1754–?) и Густав Фогт (1781 – 1870), кото-
рые также проявили некоторый консерватизм и упорно придерживались старой системы гобоя с четырьмя кла-
панами, хотя уже около 1825 г. венский гобоист-виртуоз и педагог Иосиф Зельнер (1787 – 1843) создал гобой с
тринадцатью клапанами, сохранив мензуру инструмента XVIII в. И только Анри Брод (1799 – 1839), окончив-
ший Парижскую консерваторию в 1819 г. и впоследствии ставший ее профессором, стал пропагандировать го-
бой более совершенной системы. В 1835 г. он написал «Метод игры на гобое», в котором основывался на девя-
тиклапанном гобое Ф. Триебера. В дальнейшем класс гобоя свыше тридцати семи лет вел профессор Жорж
Жилле (1854 – 1924). Он был известным гобоистом концертантом, пропагандистом нового французского гобоя.
Жилле вместе с Сен-Сансом приезжал с концертами в Россию.
Одним из первых вел класс кларнета в консерватории Жан Ксавье Лефевр (1763 – 1829). С 1831 по 1836 г.
кларнет ведет Фридрих Берр (1794 – 1838), знаменитый виртуоз на кларнете и фаготе. Его ученик Гиацинт Эле-