Народное музыкальное творчество. Толмачев Ю.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

В частности, известный фольклорист В.Е. Гусев в книге "Эстетика фольклора" рассматривает данное по-
нятие как художественное отражение действительности, осуществляемое в словесно-музыкальных, хореогра-
фических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудя-
щихся масс и неразрывно связанных с жизнью и бытом.
В энциклопедическом словаре фольклор приравнивается к народному творчеству, народному искусству.
Он рассматривается как художественная коллективная деятельность трудового народа, отражающая его жизнь,
воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки,
эпос), музыка (песни, сказки, наигрыши, пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архи-
тектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художест-
венной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Более обобщенное определение фольклора было дано ЮНЕСКО в 1985 г. Фольклор (в более широком
смысле традиционная народная культура) – это коллективное, основанное на традициях творчество групп и инди-
видов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением культурной и соци-
альной самобытности.
ЮНЕСКО к формам фольклора наряду с другими относит: язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифо-
логию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды искусства.
Каргин A.С. рассматривает фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) как бытовую тра-
диционную для этноса духовную философско-эстетическую культуру, отражающую его менталитет, сложив-
шуюся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющуюся в
бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.
Ряд исследователей подходит к пониманию фольклора с конкретно-исторических позиций, изучает про-
блемы бытования фольклора. Народное творчество, в их понимании, – это зародившаяся в глубокой древности
историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных тради-
ций, выразитель народного самосознания. Гусев В.Е. пишет, что фольклор возник как духовное творчество родо-
племенных коллективов доклассового общества.
Фольклор очень многообразен. Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и го-
родской фольклор.
Традиционный фольклорэто те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются,
фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценно-
сти, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.
Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он
вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная куль-
тура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора
можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного
досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусст-
ва, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неус-
тойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.
Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художест-
венная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земле-
дельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледель-
ческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.
Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к ХVIII в.
Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (пе-
чатных) формах, а с другойс крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований
от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и
художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.
Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.
Аутентичный, или подлинный, фольклорэто народное искусство, не вычлененное из его исконного бы-
тования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.
Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведе-
ние аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычле-
няется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения
на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, – это сценическая форма фольклора,
подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художест-
венного явления.
Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных
традиций в условиях любительского и профессионального творчества.
1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов, танцоров, рас-
сказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть подлинные этногра-
фические ансамбли).
2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не