Политология. Верезгова И.В - 12 стр.

UptoLike

12
течений.
Во-первых, в рамках политической мысли прошлого политика никогда не
выступала в качестве самостоятельной области мира, космоса, природы, бытия в целом.
Во-вторых, в различных текстах мыслителей прошлого постоянно присутствует
рефлексия над основаниями, как политической сферы, так и общества в целом. Цель
ученых-теоретиков - не столько описать, что и как есть, сколько рассмотреть -
почему это существует именно так, и как же именно должно быть. В целом,
перефразируя И.Канта, можно сформулировать общий для всех мыслителей вопрос:
как возможна политика, как возможно государство, как возможно общество?
В-третьих, практически для всех рассматриваемых направлений политической
мысли характерна специфическая терминология, часто не совпадающая с современной
научной. Различные мыслители часто оперируют одними и теми же дефинициями,
вкладывая в них различное значение.
Более-менее строгий терминологический аппарат появляется в рамках
политического знания не так давно, однако и сегодня, следует отметить, что не
существует четких, общепринятых определений даже таких понятий как "общество",
"гражданское общество", "государство", "демократия".
Объясняется это, с одной стороны, сложностью и неоднозначностью тех явлений,
которые данные понятия описывают. С другой стороны, сложность возникает из-за
того, что целый ряд понятий и определений используется как в науке о политике, так и
в повседневной жизни, наполняющей эти понятия совсем с другим содержанием.
В историческом плане имеется и еще одна сложность - это временнОй изменчивый
характер любого понятийного аппарата в рамках той или иной политико-философской
системы. Сама структура связей и взаимоопределений понятий и категорий изменяется
от эпохи к эпохе.
1. Политические учения Античности:
политика как искусство уподобления Космосу.
На самых ранних этапах общественного развития понимание проблем власти,
господства, подчинения, управления осуществлялась в мифологических и религиозных
формах. Лишь в результате длительной социальной эволюции возникает философия
как особый способ теоретического осмысления реальности и места человека в ней.
Изначально философия включала в себя практически все области знания - от
математики до биологии и космологии. Исследование политики, как особой сферы
общественных отношений, происходило в рамках познания многообразия
вселенной (Космоса) во всех его проявлениях. Политическое понималось как часть
целого, как его элемент - своеобразный и специфический, но, тем не менее, тесно
связанный с общими основаниями бытия.
Рассмотрение истории политической мысли целесообразнее начать с концепций
и теорий, выработанных в рамках античной культуры, по праву считающейся
колыбелью европейской цивилизации.
Известный философ А.Уайтхед как-то заметил, что вся европейская философия
развивалась как один большой комментарий к произведениям Платона. Думается, то же
самое можно было бы сказать и о политической теории. Действительно, последующие
концепции и системы, описывающие сферу политики, так или иначе затрагивающие
ее, либо прямо следовали в русле заявленных Платоном проблем, либо тем или иным
образом принимали во внимание платоновские политико-философские построения.
Объясняется это целым рядом причин, в том числе - шириной и всеохватностью
                                          12
течений.
    Во-первых, в рамках политической мысли прошлого политика никогда не
выступала в качестве самостоятельной области мира, космоса, природы, бытия в целом.
     Во-вторых, в различных текстах мыслителей прошлого постоянно присутствует
рефлексия над основаниями, как политической сферы, так и общества в целом. Цель
ученых-теоретиков - не столько описать, что и как есть, сколько рассмотреть -
почему это существует именно так, и как же именно должно быть. В целом,
перефразируя И.Канта, можно сформулировать общий для всех мыслителей вопрос:
как возможна политика, как возможно государство, как возможно общество?
    В-третьих, практически для всех рассматриваемых направлений политической
мысли характерна специфическая терминология, часто не совпадающая с современной
научной. Различные мыслители часто оперируют одними и теми же дефинициями,
вкладывая в них различное значение.
    Более-менее строгий терминологический аппарат появляется в рамках
политического знания не так давно, однако и сегодня, следует отметить, что не
существует четких, общепринятых определений даже таких понятий как "общество",
"гражданское общество", "государство", "демократия".
    Объясняется это, с одной стороны, сложностью и неоднозначностью тех явлений,
которые данные понятия описывают. С другой стороны, сложность возникает из-за
того, что целый ряд понятий и определений используется как в науке о политике, так и
в повседневной жизни, наполняющей эти понятия совсем с другим содержанием.
    В историческом плане имеется и еще одна сложность - это временнОй изменчивый
характер любого понятийного аппарата в рамках той или иной политико-философской
системы. Сама структура связей и взаимоопределений понятий и категорий изменяется
от эпохи к эпохе.

                         1. Политические учения Античности:
                    политика как искусство уподобления Космосу.
       На самых ранних этапах общественного развития понимание проблем власти,
господства, подчинения, управления осуществлялась в мифологических и религиозных
формах. Лишь в результате длительной социальной эволюции возникает философия
как особый способ теоретического осмысления реальности и места человека в ней.
Изначально философия включала в себя практически все области знания - от
математики до биологии и космологии. Исследование политики, как особой сферы
общественных отношений, происходило в рамках познания многообразия
вселенной (Космоса) во всех его проявлениях. Политическое понималось как часть
целого, как его элемент - своеобразный и специфический, но, тем не менее, тесно
связанный с общими основаниями бытия.
       Рассмотрение истории политической мысли целесообразнее начать с концепций
и теорий, выработанных в рамках античной культуры, по праву считающейся
колыбелью европейской цивилизации.
       Известный философ А.Уайтхед как-то заметил, что вся европейская философия
развивалась как один большой комментарий к произведениям Платона. Думается, то же
самое можно было бы сказать и о политической теории. Действительно, последующие
концепции и системы, описывающие сферу политики, так или иначе затрагивающие
ее, либо прямо следовали в русле заявленных Платоном проблем, либо тем или иным
образом принимали во внимание платоновские политико-философские построения.
Объясняется это целым рядом причин, в том числе - шириной и всеохватностью