Политология. Верезгова И.В - 13 стр.

UptoLike

13
платоновской мысли, глубиной анализа, тонкостью и точностью методологии, наконец
- систематичностью и логичностью построения философской системы. Различны и
оценки - вплоть до обвинений мыслителя в апологии тоталитаризма и "закрытого
общества" (К.Поппер).
ПЛАТОН Афинский (428/427-348/347 г. до н. э.) стал свидетелем эпохи
кризиса и заката классического античного города-государства (полиса). Эпоха
"золотого века", восходящая к Периклу, к концу IV в. до н.э., ушла в прошлое - в
настоящем же налицо были катастрофические последствия тяжелейшей и неудачной
для Афин Пелопонесской войны, стремительное расслоения народа на сверх-богатых и
нищих, государственные перевороты и сопровождающий их террор, как олигархов и
тиранов, так и демократов. Знаменитая афинская демократия пришла в упадок.
Наиболее ярко трагический смысл этих событий обнажила казнь учителя и наставника
Платона Сократа, приговоренного к смерти судом Афин. Это событие, безусловно,
произвело на ученика неизгладимое впечатление и оказало влияние на формирование и
эволюцию его политической концепции.
Итак, Платон свидетель хаоса, разлада и упадка. Главным для Платона и его
философии становится вопрос - как возможен порядок, справедливость,
добродетель? В этом же русле следует его политическая концепция - со всеми
изменениями и неизбежными модификациями.
Вопросы политики очень интересовали Платона во все периоды его творчества.
Главными его работами о политике стали диалоги "Государство", "Политик", "Законы"
- написанные в разное время и различающиеся по ряду позиций. Тем не менее, вопросы
политики, а в указанных произведениях они не стоят на первом плане - они лишь
всплывают по ходу беседы, помогая разворачиваться особому содержанию. Так
"Государство" начинается с постановки вопроса о справедливости. Заканчивается -
рассуждениями о благе человека. Какое же отношение все это имеет к сфере
политического?
Следует обратить внимание на одну очень тонкую деталь. Во времена Платона
слово "политика" (politika) означало участите человека-гражданина в
общественной жизни своего родного города и по значению напоминало
современное понятие "гражданский долг". По своему изначальному содержанию
оно восходит к слову "полис" (polis), что значит "город-государство",
"самоуправляющаяся городская община" как особый тип социального устройства.
Таким образом, слово "полис" означает и ород", и "общество (община)", и
"государство". Очевидно, что сфера политического и общественного,
государственного и социального Платоном - как и очень многими мыслителями после
него - практически не разделяется. Диалог «Государство» посвящен не столько
"правильному" устройству "идеального государства", сколько устройству общества как
целого.
Итак, диалог начинается с рассмотрения проблемы справедливости. Достаточно
быстро Платон подводит читателя к выводу, что рассмотрение вопроса о
справедливости невозможно начинать с исследования феномена "справедливого
человека". Справедливость можно познать только при рассмотрении устройства всего
общества, всего полиса. По этой причине мыслитель начинает конструировать
"идеальное государство", знаменитую, по мнению многих исследователей, топию".
Исследование реально существующих социально-политических систем не находится на
первом плане диалога - речь с самого начала идет именно о последовательном
конструкте. Объяснить это можно достаточно просто - ведь анализировать реальные
                                          13
платоновской мысли, глубиной анализа, тонкостью и точностью методологии, наконец
- систематичностью и логичностью построения философской системы. Различны и
оценки - вплоть до обвинений мыслителя в апологии тоталитаризма и "закрытого
общества" (К.Поппер).
       ПЛАТОН Афинский (428/427-348/347 г. до н. э.) стал свидетелем эпохи
кризиса и заката классического античного города-государства (полиса). Эпоха
"золотого века", восходящая к Периклу, к концу IV в. до н.э., ушла в прошлое - в
настоящем же налицо были катастрофические последствия тяжелейшей и неудачной
для Афин Пелопонесской войны, стремительное расслоения народа на сверх-богатых и
нищих, государственные перевороты и сопровождающий их террор, как олигархов и
тиранов, так и демократов. Знаменитая афинская демократия пришла в упадок.
Наиболее ярко трагический смысл этих событий обнажила казнь учителя и наставника
Платона – Сократа, приговоренного к смерти судом Афин. Это событие, безусловно,
произвело на ученика неизгладимое впечатление и оказало влияние на формирование и
эволюцию его политической концепции.
    Итак, Платон свидетель хаоса, разлада и упадка. Главным для Платона и его
философии становится вопрос - как возможен порядок, справедливость,
добродетель? В этом же русле следует его политическая концепция - со всеми
изменениями и неизбежными модификациями.
    Вопросы политики очень интересовали Платона во все периоды его творчества.
Главными его работами о политике стали диалоги "Государство", "Политик", "Законы"
- написанные в разное время и различающиеся по ряду позиций. Тем не менее, вопросы
политики, а в указанных произведениях они не стоят на первом плане - они лишь
всплывают по ходу беседы, помогая разворачиваться особому содержанию. Так
"Государство" начинается с постановки вопроса о справедливости. Заканчивается -
рассуждениями о благе человека. Какое же отношение все это имеет к сфере
политического?
    Следует обратить внимание на одну очень тонкую деталь. Во времена Платона
слово "политика" (politika)        означало    участите человека-гражданина в
общественной жизни своего родного города и по значению напоминало
современное понятие "гражданский долг". По своему изначальному содержанию
оно восходит к слову "полис" (polis), что значит "город-государство",
"самоуправляющаяся городская община" как особый тип социального устройства.
Таким образом, слово "полис" означает и "город", и "общество (община)", и
"государство".   Очевидно,     что    сфера   политического    и   общественного,
государственного и социального Платоном - как и очень многими мыслителями после
него - практически не разделяется. Диалог «Государство» посвящен не столько
"правильному" устройству "идеального государства", сколько устройству общества как
целого.
       Итак, диалог начинается с рассмотрения проблемы справедливости. Достаточно
быстро Платон подводит читателя к выводу, что рассмотрение вопроса о
справедливости невозможно начинать с исследования феномена "справедливого
человека". Справедливость можно познать только при рассмотрении устройства всего
общества, всего полиса. По этой причине мыслитель начинает конструировать
"идеальное государство", знаменитую, по мнению многих исследователей, "утопию".
Исследование реально существующих социально-политических систем не находится на
первом плане диалога - речь с самого начала идет именно о последовательном
конструкте. Объяснить это можно достаточно просто - ведь анализировать реальные