ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
кооперации»
1
. Подобная точка зрения была выдвинута ещё в ХIХ веке в трудах Ф.Энгельса.
В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс писал:
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми
главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в
человеческий мозг». Более или менее сложная трудовая деятельность требует от человека
навыков общения и обучения, а также направленного произвольного внимания и
рассудочной деятельности: умения делать хотя бы простейшие умозаключения и обобщения.
Из психолингвистики известно, что все эти навыки и возможности не формируются без
практики речевой деятельности.
Социализированный субъект – это, прежде всего, говорящий субъект (Ж.Лакан).
Межличностные отношения, какими бы они ни были – семейными, трудовыми,
дидактическими, дружескими – это, в первую очередь, символические отношения,
формируемые в ходе общения людей на основе языковой способности, а в более широком
смысле – способности к совместной знаковой деятельности. Таким образом, изучение
универсалий знакового поведения современного человека – важнейшая проблема
современной антропологии, которая может пролить свет на тайну возникновения речевой
способности у ископаемых гоминид.
Также важнейшую роль по ходу сапиентации сыграли такие формы практической
деятельности древних гоминид, как заготовка орудий труда для их использования в
будущем, освоение огня: сначала – сохранение огня, возникшего естественным путём, затем
– его длительное поддержание и, позже, – искусственное добывание. Усложнение интеллекта
сопровождалось употреблением древними людьми сложных и составных орудий труда.
Большое значение имели следующие формы социальной деятельности: освоение облавной и
загонной охоты, развитие охотничьих ритуалов, сложные формы ориентации в пространстве,
разделение труда, согласование совместных действий в ходе достижения цели.
Антропологи и палеопсихологи полагают, что основой для появления продуктивного
мышления было осознание неопределенности событий будущего времени и страх, связанный
с подобной неопределенностью. Из психоаналитической практики известно, что именно
переживание психотравмирующих ситуаций лежит в основе познавательной деятельности
людей (З.Фрейд, М.Бертран). Во времена первобытности символическое «овладение»
неопределенной ситуацией достигалось с помощью сакральных ритуальных действий.
Известно, что логические операции мышления
, языковое описание действительности служат
снижению неопределенности. Функции научного знания выполняли ритуальные мифические
тексты.
Подражательное и, в частности, речевое поведение позволяли отдельной особи
первобытных гоминид освоить групповой опыт наименее затратным способом. С
появлением речи возник новый психологический защитный механизм, служащий
выживанию в стрессогенной среде обитания, действующий, как минимум, в двух
направлениях.
Во-первых, с помощью речи «создавалась» альтернативная реальность –
упрощенная, структурированная языковыми означающими, доступная преобразованию в
соответствии с практическими потребностями людей. Во-вторых, использование языка
конвенциального типа способствовало социальной идентификации, формированию
устойчивых идеалов и укреплению групповой сплоченности.
Дополнительная литература ко всему курсу:
1. Алексеев В.П. Першиц А.И. История первобытного
общества М.: Высшая школа,
1990.
1
По: Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М.: Прогресс, 1983. С. 104.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »