Антропологические концепции современной науки. Ч.2. Антропосоциогенез. Владимирова Э.Д. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
Вторым отличием сообществ людей и млекопитающих, отмеченных К.Леви-Стросом,
выступает специфика естественного языка человека. Знаковые системы животных, как
правило, работают по принципу иконического подобия, то есть частичной тождественности
означающего и означаемого компонентов знака. Так, рычание хищника (здесьозначающее)
может быть знаком его дальнейших намерений, так как рычание является начальным этапом
агрессивного поведения (означаемое). Люди же используют для общения язык условного
(конвенциального) типа. Так, З.Фрейд афористично уверял, что обезьяна превратилась в
человека в тот момент, когда вместо того, чтобы ударить обидчика, выругалась.
В естественном языке людей, как правило, означающее (или форма знака) не имеет
никаких общих физических свойств с означаемым, то есть с содержанием, наведенным
данным знаковым означающим. Например, слова «стол» и «стул» отличаются только одной
фонемой, в то время как реальные стол и стул могут иметь массу физических и
функциональных отличий. Понятия «стол» и «стул» выражают различные (прямое и
дополнительное) лексические содержания, закрепленные практикой употребления этих
понятий в речи (Витгенштейн). Речевая деятельность субъекта, то есть использование им
традиционных языковых означающих, служащих для выражения не только социально
признанных значений, но также и индивидуально значимых смыслов, представляет собой,
таким образом, постоянное неосознаваемое «упражнение» данного субъекта в деле
укрепления социального согласия. Использование людьми языка какой-либо социальной
группы, таким образом, имплицитно служит групповому сплочению. Аналогично,
тысячелетия назад, групповой ритуальный танец вокруг костра способствовал единению
первобытного племени.
Третьим фундаментальным отличием сообществ людей и млекопитающих, по К.Леви-
Стросу, является трудовая деятельность человека. Для преобразования окружающей среды
люди применяют орудия труда, технологические наработки и межличностные трудовые
отношения, наследуя и развивая трудовые навыки в ряду поколений. Таким образом,
возникает преемственность материальной культуры, отсутствующая у животных.
1.2. Идеалы и символическая способность людей
Люди, в сравнении с животными, обладают представлениями об идеале. Они создают
в своей душе воображаемую модель мира, отвечающую их духовным и практическим
потребностям. При этом люди не только фантазируют о том, каким мир и человек должны
быть, в отличие от того, какие они есть в данный момент времени, но также
активно строят
этот идеальный мир, изменяя в процессе общественного производства условия своего
существования. Животные всего лишь приспосабливаются к окружающей среде обитания.
Идеалы служат также социальной идентификации людей: либо через отождествление
с идеальной личностью, либо через отождествление друг с другом. Во втором случае,
идентификация разнородных личностей, слово «мы», возникает на основе разделения ими
одинаковых идеалов. Механизмы этого процесса, в частности, подробно рассмотрены
З.Фрейдом в его работах «Массовая психология и анализ человеческого «Я», «По ту сторону
принципа наслаждения» и в других трудах.
Кроме идеалов, которые обеспечивают специфически человеческое проявление
социального инстинкта, второй важной предпосылкой появления речи у ископаемых людей
явилось интенсивное функционирование
обширной по объему коры головного мозга,
которое обеспечивает богатый ассоциативный процесс и хорошую память. Благодаря этому
стали возможны метафорические и метонимические сдвиги значения при производстве и
понимании символических повествований.
Люди, в отличие от обезьян, обладают символической способностью. Для различных
социальных и личных целей они используют символызнаки, обладающие