ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8
2. Горный Е. Что такое семиотика? http://kinosemiotika.narod.ru/EGorniy.htm
3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.:
Прогресс, 1983.
4. Лайонз Дж. Язык и лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004.
5. Лингвистические теории конца ХХ века. Подборка статей // Знание-сила, № 11-12,
1998.
6. Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: УРСС, 2004.
7. Райгородская И.А., Райгородская Ж.И. Антропология. Курс лекций. М.: Изд-во
МСХА, 2003
Тема 1
Знаковая деятельность человека
1.1. Предпосылки возникновения речи и сознания в обществе первобытных
По мнению французского антрополога К. Леви-Строса, сообщества людей отличаются
от сообществ млекопитающих по трем основным признакам.
Во-первых, в обществе людей действует запрет кровосмесительных сексуальных
отношений, т.е. запрет инцеста. Кроме того, что такое правило имеет биологическое
основание, поскольку способствует снижению числа врожденных генетических патологий у
детей, запрет инцеста в человеческом обществе имеет и переносное социальное значение –
символическое. Так, это же правило запрета инцеста использовалось правителями Древнего
Египта для маркирования своего особого положения. На фараонов данный запрет не
распространялся, поскольку они считались не просто людьми, а сошедшими на землю
богами. Нарушение запрета инцеста правителем Древнего Египта подчеркивало его особое
положение, символическую оппозицию, выраженную по отношению к прочему народу. С
другой стороны, христианская церковь усматривает символический инцест в возможных
брачных отношениях «крестных» детей и родителей, строго запрещая подобные связи. Эти
факты свидетельствуют о дополнительном символическом значении данного социального
правила.
Современные антропологи-структуралисты и психоаналитики полагают, что запрет
инцеста, так же, как табу на произнесение имени вождя, а также общий запрет на
внутригрупповую агрессию способствовали развитию метафорического мышления и
культуры в целом у первобытных гоминид (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Ц.Тодоров). Этой же цели
служили социальное упорядочивание и сакрализация обычных биологических потребностей
существования человека: социальная регламентация времени отдыха, принятия пищи,
образования брачных пар, устройства жилища и культовых сооружений и т.д. Подобные
социальные правила могут быть рассмотрены как «тексты» своеобразного символического
языка, характеризующегося стуктурно упорядоченными означающими и скрытой системной
логикой. Неявные смыслы «языка» социальных установлений могут быть выявлены на
основе знания семиотических законов,
1
по аналогии с естественным языком (Н.Трубецкой,
К.Леви-Строс, Р.Барт, Ж.Бодрийяр, Ж.Лакан, Ю.Кристева, Ж.Делёз, П.Бурдье и др.).
В первобытном стаде и на ранних этапах первобытного общества основной формой
брачных отношений была эндогамия. Практика экзогамии повлекла за собой понятие об
эквивалентном обмене. В дальнейшем,
при развитии экзогамии, брачный обмен послужил
примером и образцом для обмена экономического характера.
1
Семиотика – наука о знаках.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »