Антропологические концепции современной науки. Ч.2. Антропосоциогенез. Владимирова Э.Д. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
дополнительным или переносным смыслом. Символы многозначны (полисемичны
1
).
Символэто дискретное, условное обозначение целостного континуального образа; правила
употребления символа и его значение (или, что бывает чаще, его значения) закреплены
социальным правилом. Символом может быть слово, фразеологический оборот, способ
поведения, визуальный знак (эмблема) и т. д.
Эволюционно более древним, по сравнению с речью, является неречевое
символическое поведение человекаритуалы, танцы, обряды, соревнования и др. Также, с
символическим поведением связаны попытки первобытного человека по сакрализации
действительности, воображаемому ритуальному «снижению» уровня её опасности и
непредсказуемости. Выполняя традиционные символические действия, люди с древнейших
времен и до сих пор отождествляют себя, через подражательное поведение, с другими
членами своего социума. Они «рассказывают» друг другу особым образом о мире, который
их окружает, и о своем месте в нём. В ходе антропосоциогенеза, уже после освоения
первобытными людьми символических действий
2
, возникли, как культурный феномен,
символические тексты, произносимые первобытными людьми в виде группового монолога
на естественном языке.
Обезьян нельзя научить естественному языку человека, во-первых, в связи с тем, что
они не испытывают потребности в формировании социальных идеалов. Чтобы обезьяны в
ходе дрессировки начали использовать условные знаки по образцу, предложенному
зоопсихологом, им нужно давать подкреплениелакомство, игрушки. Групповая
идентификация обезьян недоразвита, и они не испытывают удовольствия от речевого
подражательного поведения, которым, по сути, является использование языка
конвенциального характера. Во-вторых, у обезьян недостаточно развита кора головного
мозга, и они, вследствие этого, не способны освоить языковую полисемию, обычную для
текстов, продуцируемых людьми.
Наука использует слово «идеал», религия использует слово «Бог». «Вначале было
слово, и слово было у Бога, и Бог был слово», – написано в первых строках библейского
«Евангелия от Иоанна», и эти слова можно понимать как метафорически обозначенное
необходимое условие появления речи и сознания у древних людей. В исламе также
постоянно подчеркивается значение Книги (Корана) для формирования сплоченности
верующих. Иудейская же религия просто одухотворяет Торуглавный текст верующих
через ритуальное действие: Тору хоронят в земле после того, как она приходит в негодность
для дальнейшего использования. Эти факты метафорически свидетельствуют об
исключительном значении употребления социально нормированных текстов в ходе
формирования человека.
Дополнительный материал
3
. [Тексты, генерируемые отдельными субъектами, помимо
своего прямого значения, также имеют символический характер. Психоаналитики полагают,
что в символическом повествовании, в виде явных (прямых) значений, содержится языковое
описание объективных свойств окружающей действительности, познанных на практике,
отражаются эмоции говорящего субъекта, формулируются его побуждения к определенным
действиям, направленные на окружающих.
В виде скрытых значений, в символическом повествовании могут содержаться также
указания на глубинные желания рассказчика, заставляющие его вести повествование здесь и
сейчас. Это бессознательные смыслы повествования, которые могут быть распознаны в ходе
психоаналитического сеанса. Употребление неосознанных (вторых) смыслов текста
говорящим субъектом, наряду с явными значениями и смыслами, служит повышению
1
Полисемияв переводе с греческого языка, – многозначность.
2
Символические действияповедение, обладающее, помимо очевидного значения, дополнительным «переносным»
смыслом.
3
Здесь и далее дополнительный материал приводится в квадратных скобках.