ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
71
Пастернак в романе «Доктор Живаго». Герой Пастернака утверждает, что «символические
тексты» и «космогонические симфонии» устарели, это анахронизмы. Он говорит: «Почему
это (использование символов) нестерпимо и фальшиво даже в Фаусте? Дело не в том, что эти
духи огня и воды вновь запутывают то, что ярко распутано наукой. Дело в том, что этот жанр
противоречит всему духу нынешнего искусства, его существу, побудительным мотивам. Эти
космогонии были естественны на старой земле, заселенной человеком так редко, что он не
заслонял еще природы. По ней еще бродили мамонты и свежи были еще воспоминания о
динозаврах и драконах. Природа так явно бросалась в глаза человеку и так хищно и
ощутительно - ему в загривок, что, может, и в самом деле все было еще полно богов. Это
самые первые страницы летописи человечества, они только еще начались».
В настоящее время человек живет не в природе, а, по утверждению лингвиста Р. Барта
в среде, для которой характерен «гул языка». По мнению Р.Барта, языковая стихия – вот
современная природная среда человека.
Язык связан с сознанием: осознанное может быть высказано, высказанное – при
определенных обстоятельсовах, осознано. Психоаналитик Жак Лакан утверждает, что
бессознательное структурировано, как язык. Мышление одними только понятиями –
неполноценно. Неоязыковленные мыслительные единицы тоже производят эффекты. Вот что
пишет по этому поводу нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский в своем эссе «Меньше,
чем единица»: «Глупо полагать, что познание подчинено законам функционирования языка».
Далее он предостерегает читателя от опасности попасться «в западню собственных
концептуальных и аналитических навыков, например, привычки использовать язык для
расчленения действительности, тем самым лишая собственное сознание выгод интуитивного
постижения. Ибо, при всей их красоте, отдельные концепции всегда означают сужение
значения, обрезание болтающихся концов. Тогда как в феноменальном мире в болтающихся
концах-то все и дело, ибо они переплетаются».
Интуиция, которая также служит делу познания, основана на целостном видении
мира, а не на языковом его расчленении и ограничении познания понятийными штампами.
Сознание с его логическими законами только проверяет то, что «поставляет»
бессознательное. Бессознательная интуиция тесно связана с использование не только
символических знаков (по классификации Ч.С.Пирса), но также с применением иконических
и индексальных знаковых функцией.
Для первобытных свойственна высокая степень проективности субъективных
психических содержаний на объективные данности. В результате бесконечных проекций
психических феноменов на окружающую действительность возникает анимизм -
первобытная форма религии, предполагающая наличие «духов». (Анима - душа). К.Юнг
пишет, что дикарь, который галлюцинирует (например, слышит голос дерева, отдающего ему
приказ), слышит собственное бессознательное, спроецированное в дерево.
Фетишизм – это одна из первобытных форм религии и, одновременно, глубинное
свойство души ребенка и первобытного человека. Фетишизм основан на следующих
представлениях: 1) представлении о том, что часть равна целому; 2) представлении о том,
что смысл исчерпывается процессом означивания (означаемое в первобытной психике равно
означающему или, по-другому, содержание равно форме). В более широком смысле,
фетишизм – это вера в то, что стоимость (ценность) имеет ту же природу, что и вещь,
которую она представляет. Иначе говоря, для первобытных свойственна фетишизация
означающих. Между тем, означающее есть только форма, «означающее есть то, что
представляет субъект другому означающему» (Лакан). Означающее может вступать в
отношения аналогии, замены, противопоставления к другим означающим, тем самым
порождая смысл.
Для первобытной психики характерен синкретизм – сближение понятий, имеющих
лишь внешнюю часть и замещение одного незнакомого понятия другим, более знакомым.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- …
- следующая ›
- последняя »