Антропологические концепции современной науки. Ч.2. Антропосоциогенез. Владимирова Э.Д. - 68 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

70
которые, в зависимости от ситуации, могут быть то означающими, то означаемыми. К. Леви-
Строс указывал, что элементы мифологической рефлексии расположены на полпути между
перцептами (чувственными образами) и концептами (содержательными понятиями).
Бриколаж подразумевает опосредование между образом и понятием знаком, точнее,
замещение понятия знаком, что составляет особенность мифологического познания и логику
первичного мышления. Большую образность мышления первобытных можно
противопоставить большей понятийности мышления человека современной западной
цивилизации.
Бриколаж, кроме того, подразумевает так называемое «плавающее означающее,
которое ассимилирует любой факт или суждение и открывает возможности для поэтической.
мифологической и иной символики, а также утопленное означаемое, которое хотя и задается
означающим, но при этом не познается, не определяется и не реализуется... Мы имеем дело
со значением, лишенным самим по себе смысла и, следовательно, способным принять на
себя любой смысл, то есть со значением, чья уникальная функция заключается в заполнении
зазора между означаемым и означающим», – пишет французский философ и психоаналитик
Жиль Делёз.
Тотализирующее мышление подразумевает иерархию и логическую обусловленность
символических форм, принадлежащих разным кодам (классификаторам).
Основные операции рационального мышленияэто процедуры, направленные на
выявление сходства-различия, обобщение-конкретизацию и расчленение-соединение. Они
осуществляются в первобытном мышлении с помощью так называемых природных
классификаторов, с помощью соотнесения явления не с понятием, выражающем это
явление, а с иконическим символом. Классификаторы являются своего рода символами, то
есть специфическими единицами мышления, обладающими промежуточным логическим
статусом между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями.
Логическая ось общее-частное в первобытном мышлении не выделена в качестве
самостоятельной формы (понятие), и воспроизводится неотъемлемо от семиотической оси
природа - культура.
Употребление символов отражает такие операции, происходящие при переходе
бессознательного в сознание, как сгущение (конденсация) и смещение (сдвиг). Смещение -
процесс, посредством которого один психический образ может символизировать другой.
Посредством смещения индивид переводит интерес с одного объекта или вида деятельности
на другой таким образом, что последний становится эквивалентом, заменителем
предшествующего. Сгущение - процесс, посредством которого два или более образа
объединяются, чтобы образовать составной образ, наделенный смыслом, полученным от
обоих. Первобытные ритуалы представляют собой символические действия, основанные на
смещении и сгущении. Употребление символов в ряде случаев экономнее, чем употребление
понятий, так как из-за сгущения, характерного для символа, можно дать с помощью одного
означающего целый ряд идей (означаемых), которые требуют для своего выражения
несколько понятий.
Неопределенность знания о причинах того или иного явления заменяется в
психологии первобытных людей верой в реальность социально нормированных мифических
текстов.
Для архаичного мышления Л.С.Выготский отмечает меньшую степень использования
культурных знаков. Использование знаков предполагает развитую способность к
обобщению, так как знак - свернутое (обобщенное) действие - понятие. С точки зрения
Выготского, «первобытные» охотнее пользуются многообразием и описательностью, чем
обобщением.
Для первобытной психики характерна высокая степень слияния человека с природой.
Природа выступает естественным классификатором. Вот что пишет по этому поводу Борис