ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
69
Этнолингвистика ( ... + лат. лингва - язык) - “направление в языкознании,
изучающее отношение между языком и его носителями, а также взаимодействие
языковых и этнических факторов в языковой деятельности; основывается на
признании связи языка с культурой народа”. (**). Появление этнолингвистики
связывается с работами Ф.Боаса, Э.Сепира, Б.Л. Уорфа в США, К.Леви-Строса во
Франции, Н.И.Жинкина в СССР. “Гипотеза языковой относительности Сепира-
Уорфа утверждает, что те различия в языке, которые самими носителями не
осознаются, а наблюдателем обнаруживаются при сравнении с другим языком, не
безразличны для мышления, не являются ничего не значащей формой, но,
напротив, формируют глубинные стороны, самые основы мышления.”
121
Этнология ( от греч. этнос - народ + логос - учение) - “наука, объясняющая
происхождение, расселение, культурно-бытовые, социально-психологические
связи и отношения этнических групп и народов”. (**) Определяя специфику
этнологии, основатель этой науки фр. антрополог К.Леви-Строс пишет: “... изучая
один и тот же предмет - социальную жизнь, история и этнология выбирают точки
зрения, дополнительные
по отношению друг к другу: история обобщает данные,
относящиеся к сознательным проявлениям общественной жизни, а этнология - к ее
подсознательным основам. <...> Cвоеобразие этнологии связано с
бессознательным характером коллективных явлений. <...> Нет никакого сомнения,
что бессознательные причины выполнения какого-либо обряда или причастности к
какой-то вере очень далеки от тех, на которые
ссылаются, чтобы их оправдать”.
122
Этнологический структурализм - направление в антропологии, созданное фр.
ученым Клодом Леви-Стросом, который в своих этнологических работах широко
применяет методы, взятые из структурной лингвистики для выявления
“универсально значимых структур социальной жизни”. (**). К. Леви-Строс
обосновывает применимость структурно-лингвистического метода для изучения
этнологических явлений, ссылаясь на американского этнографа, лингвиста Боаса.
Леви
-Строс пишет: “Структура языка определяет формы речи помимо сознания
субъекта, так как она ставит его мышлению концептуальные пределы, которые он
принимает за объективные категории. Боас добавляет: “Основное различие между
языковыми явлениями и другими проявлениями культуры заключается в том, что
первые никогда не возникают сознательно, тогда как вторые, хотя они тоже
берут
свое начало от бессознательного, часто возвышаются до уровня сознательного
мышления, порождая таким образом вторичные умозаключения и повторные
попытки их осмысления”. Однако это различие в степени бессознательности не
скрывает их глубокого тождества и не уменьшает исключительной ценности
лингвистического метода, являющегося образцом для этнологических
исследований.”
Леви-Строс продолжает: “Переход от сознательного
к бессознательному
сопровождается восхождением от частного к общему. В этнологии, как и в
лингвистике, не обобщение основывается на сравнении, а напротив, сравнение на
обобщении. Если, как мы полагаем, бессознательная умственная деятельность
состоит в наделении содержания формой и если эти формы в основном одинаковы
для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного
и
цивилизованного - как это блестяще раскрывается при исследовании
символической функции в том виде, как она выражается в языке, - то необходимо и
достаточно прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого
социального установления или обычая, чтобы обрести принцип истолкования,
действительный и для других установлений и обычаев”.<...> Какова же “структура
121
Степанов Ю.С. Семиотика . М.: Наука, 1971. С. 36.
122
Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 1985.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- …
- следующая ›
- последняя »