Антропология. Владимирова Э.Д. - 70 стр.

UptoLike

Составители: 

70
социальных установлений, сохраняющаяся в изменчивой последовательности
событий? Это отношения корреляции и оппозиции, другими словами, логические
отношения”.
123
Леви-Строс пишет о структурном методе: “Антропология подтверждает
гомологию [однородность] структуры между человеческим мышлением в действии
и человеческим объектом, к которому оно применяется
124
, подразумевая под
объектом” “различные уровни социальной реальности”. Методологически
правильным будет применение структурного метода Леви-Строса не ко всей
социальной реальности, а к той социокультурной реальности, “во внутреннем
строении и функционировании которой обнаруживается участие мышления
носителей культуры”.
125
Этнонаука - “возникшее под влиянием структурной линвгистики Б.Уорфа
направление культурной антропологии, предметом изучения которой являются
народные модели как организации знаний об окружающем мире, так и
интерпретации связей между явлениями и событиями в последнем, а также формы
лексической компоновки знаний об этом мире”. <...> Цель этнонауки - “описать
окружающую среду так, как
её воспринимает население той или иной местности, и
используя понятия, употребляемые этим населением, выявить правила, по
которым информаторы характеризуют данную среду, и в соответствии с которыми
принимают поведенческие решения”.
126
Люди, живущие с рождения в одной культуре, могут не догадываться о
существовании непривычного для них способа структурирования
действительности, которым пользуются представители других культур. Б.Уорф
поясняет такое различие на употреблении понятий времени, которые жителями
европейских странобъективизируются как исчисляемые количества, т.е. отрезки,
состоящие из отдельных величин, в частности длины
, так как длина может быть
реальна разделена на дюймы. “Длина”, “отрезок" времени мыслится в виде
одинаковых единиц, подобно, скажем, ряду бутылок. В языке североамериканской
народности хопи положение совершенно иное. Множественное число и
количественные числительные употребляются только для обозначения тех
предметов, которые образуют или могут образовать реальную группу. Там не
существует
воображаемых множественных чисел, вместо них употребляются
порядковые числительные в единственном числе. Выражениеони пробыли
десять дней превращается у хопи в выражениеони прожили до одиннадцатого
дня”. Наше понятиепродолжительность времени рассматривается там не как
фактическая продолжительность или протяженность, а как соотношение между
двумя событиями, одно из которых произошло раньше другого.”
127
Этнопсихология - “отрасль социальной психологии, изучающая особенности
психического склада рас и народов”. (**).
Этносемиотика - направление в семиотике, изучающее отношение между
знаковыми системами, существующими в обществе и его носителями; изучение
безотчетного, неявного уровня человеческой культуры. О предмете изучения
этносемиотики, которой в те годы ещё не существовало как науки, сказал
А.С.
Пушкин: “Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и
привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу”. В настоящее
время поднеявным уровнемв психике подразумевается неосознаваемое, в языке
123
Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 1985.
124
Леви-Строс К. Первобытное мышление. ... С. 99.
125
Островский А.Б. Примечания. // Леви-Строс К. Первобытное мышление. ... С. 373.
126
Иордан М.В. Этнонаука // Культурология. ХХ век. ... С. 582.
127
Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку. // Новое в лингвистике. М., 1960, Выпуск
1. с.142.