ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
71
- его структура, знаки с переносным значением, стилистика”. <...> Изучаться могут
фольклор, способы остроумия и каламбуры, жесты, позы, одежда, предметы
обихода, использование пространства жилища, интерьер и т.д. Изучение
этнических особенностей с позиции семиотики начинается тогда, когда объект
наблюдения “рассматривается как часть знаковых систем данного общества,
смысл и роль которых самими членами
общества не сознается; когда к
выделенным и каталогизированным этнологическим объектам начинают применять
те же принципы анализа, которые выработаны в современной лингвистике для
описания языка.”
128
Этология (гр. этос - обычай, нрав + логос - учение) - “наука о поведении животных
в естественых условиях. Этология уделяет преимущественное внимание
генетически обусловеленным (инстинктивным) формам поведения, их эволюции”
(*). Основателем этологии считают австрийского биолога К. Лоренца (1910 - 1986).
Прижизненно приобретенные, не наследственые, а выученные формы поведения
животных, традиционно изучала зоопсихология, но начиная с 50-х годов
ХХ в.
этология, зоопсихология, психобиология и зоосемиотика объединились в одну
науку . “Основная задача этологии - дать филогенетическое и физиологическое
объяснение функциональных взаимосвязей между всеми факторами,
действующими в поведении.”<...> Этология изучает, “какова природа инстинкта;
насколько поведение определяется инстинктами и приобретенными реакциями
(усваиваемыми как в процессе общения, так и из личного опыта); как
взаимодействуют врожденные и приобретенные элементы поведения; как
животные общаются друг с другом; особое внимание обращается на социальное
поведение животных (территориальное поведение, ритуалы и процессы
ритуализации, механизмы коммуникации, механизмы сдерживания внутривидовой
агрессии). Со второй половины ХХ в. появилась “человеческая этология”,
изучающая с этологических позиций поведение человека.”
129
Язык - 1. “Система знаков, служащая средством человеческого общения,
мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности,
средством передачи от поколения к поколению и хранения информации”(**). В этом
смысле понятие “язык” аналогично понятию “естественный язык”. 2. “Любая
знаковая (семиологическая) система, воспроизводящая какую-либо из функций
естественного языка или же функционирующая в качестве его заменителя”. <...>
Например, язык жестов - “совокупность различных телодвижений, используемых в
качестве средства общения”; язык искусственный - “любой вспомогательный язык в
отличие от естественного языка”.
130
Искусственные языки: язык математических
символов, язык химических уравнений, язык радиотехнических схем и т.д.
Метаязык - язык, содержащий набор терминов для описания любого языка,
например, естественного.
Английский философ Б.Рассел (1872-1970) утверждал, что “сущность языка
состоит в использовании фиксированных ассоциаций, то есть в том, что нечто
ощутимое - произнесённое слово, картинка, жест или
что угодно - могли бы
вызвать “представление” о чём-то другом. Когда это происходит, то ощутимое
может быть названо знаком или символом, а то, о чём появляется представление -
значением”.
131
“Цель слов заключается в занятии тем, что отлично от слов”, - писал
Рассел.
См. речь.
128
Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. С. 32, 35.
129
Цит. по: Николаев В.Г. Этология // Культурология. ХХ век. ... С. 584.
130
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969. С. 533 - 534.
131
Цит по: ПановЕ.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983. С. 67.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- …
- следующая ›
- последняя »