Инстинкт. Владимирова Э.Д. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

расстроенной функции действительности, носят ясные черты архаического образа мыслей”.
(К.Юнг)
37
Образ жизни нашего современника, его судьба, а так же его мнения, установки, взгляды и
ценности определяются неосознаваемым (или осознаваемым частично) личным мифом,
который структурирован по тем же законам, что и мифы архаичного человека. Часто сценарий
личного мифа заимствуется из любимой книги или кинофильма (текста - в терминологии
постструктурализма), судьба протагониста личного
мифа повторяет судьбу главного героя.
38
Коллективные мифы современного человека, различающиеся степенью глобальности -
христианство, коммунистическая идея, иные социальные утопии, фашизм, полтергейст, НЛО,
технический прогресс, self-made men, психоанализ и прочие - не есть новое изобретение нашего
времени. Мифы нашего времени повторяют, часто до мельчайших подробностей, идеи и
сюжеты, которые волновали людей сотни и даже тысячи лет назад.
Так, по
мнению крупного антрополога и философа М.Элиаде, “Коммунистический
манифестМарксаберет и продолжает один из величайших эсхатологических мифов
Средиземноморья и Среднего Востока, а именно: спасительную роль, которую должен был
сыграть Справедливый (в наше время - пролетариат), страдания которого призваны изменить
онтологический статус мира. Фактически бесклассовое общество Маркса и последующее
исчезновение всех исторических
напряженностей находит наиболее точный прецедент в мифе о
Золотом Веке, который, согласно ряду учений, лежит в начале и конце истории. Маркс обогатил
этот древний миф истинно мессианской иудейско-христианской идеологией: с одной стороны -
пророческой и спасительной ролью, которая приписывается пролетариату, и с другой -
решающей битвой между Добром и Злом, заканчивающейся
решительной победой Добра”.
(Элиаде Мирча, “Мифы, сновидения, мистерии”)
39
. Эсхатология - религиозное учение оконце
света”.
Для мифологического мироотношения характерно разыгрывание сюжета мифа в
индивидуальной жизни, подражание герою как образцу , личное участие в действии,
инсценирующемначало времени”, “прорывтечения земного времени, периодическое
восстановлениеистоков”. Эти элементы мифологического мироотношения показаны М.
Элиаде в христианстве: “Для христиан центром религиозной жизни является драма
Иисуса
Христа. Имевшая место как историческое событие, эта драма сделала возможным спасение.
Следовательно, есть только один способ обрести спасение: ритуально воспроизвести, повторить
эту драму, высший ее образец, каковым является жизнь и учение Иисуса. Подобное религиозное
поведение характерно для подлинного мифологического мышления... Религиозный опыт
христианина основывается на подражании Христу как образцу,
на литургическом повторении
жизни, смерти, воскрешения Господа и на одновременности жизни христианина и того времени,
которое начинается с рождения в Вифлиеме и временно завершается Вознесением”.
Индивидуальный путь взросления предполагает осознание личного мифа и освобождение
от бессознательной захваченности коллективными мифами.
Величайшая актриса Лив Ульман так говорит об архетипических переживаниях, которые
она отражает в своих ролях: “В своей работе я пытаюсь высказать общечеловеческое - то, что
каждый может отнести на свой счет и посредством чего могу дать понять другим людям, что мы
взаимосвязаны”.
40
Значение использования моделей в зоопсихологии
В естествознании, как и в других науках, для описания реальности используют модели.
Так, объясняя механизм действия инстинкта, К.Лоренц и Н.Тинберген предложили
психогидравлическую модель. Имеется еще ряд моделей, описывающих инстинктивные
37
Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. Спб.: изд-во Вост.-Европ. Инст-та
Психоанализа. 1994. С. 144.
38
Калина Н.Ф. Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. М.: Рефл-Бук, 1996.
С.73-280.
39
Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: Рефл-Бук, 1996. - 285 с.
40
Ульман Л. Изменения. М.: Искусство, 1987. С.5.