Инстинкт. Владимирова Э.Д. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Часто при столкновении с архетипической нуминозностью человек переживает религиозные
(“пиковые в терминологии гуманистической психологии) переживания, как переживания
присутствия смысла.
В различные периоды человеческой истории активизируются и начинают активно прорываться
в сознание те или иные архетипические образы, выражающиедух времени”. Так, для
европейского Средневековья характерен архетипический образ Страшной матери, или Ведьмы.
Для этого времени характерно поклонение Деве Марии. Конкретные черты Девы Марии, такие
как безграничная любовь, способность защитить, чистота, духовность, как и конкретное
содержание любого архетипического образа, черпаются человеком из обыденности,
окружающей действительности. Когда из представления об окружающих женщинах
средневековый европеецотнималвсе положительные черты и переносил их на Деву Марию,
то
, что оставалось, принадлежало уже не реальной женщине, а ведьме. Юнг показал, что
средневековая охота на ведьм - обратная сторона поклонения Божьей Матери.
Примером современного мифа является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих
тарелках. В нем отражается свойственный очень многим людям страх перед атомной войной.
Итак, аналогично тому, как
инстинкты животных есть приспособления к самым общим и
постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательное осуществляет
приспособительные реакциина самые общие и всегда имеющиеся условия психологической,
физиологической и физической природы”. В работеДуша и земля
35
и в других работах Юнг
пишет, что архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга. С одной стороны,
архетипы формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым
действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления.
Мы уже говорили о том, что человеку свойственно проецировать бессознательные
содержания своей психики во внешний мир. Так
, бессознательная проекция качеств человека
на животных является причиной антропоморфизма (антропоморфизм - наделение животных
человеческими качествами). Но проецироваться могут не только содержания личного
бессознательного, но и содержания коллективного бессознательного. Например, в критические
исторические периоды людям свойственно оживлять архетипический образ спасителя, мессии,
который обычно и появляется в виде вождя, пророка или героя. Его
появление порождают
коллективные сверхиндивидуальные проекции.
ВТэвистокских лекциях”, в частности, Юнг говорит о надындивидуальных проекциях,
которые являются проявлением действия коллективного бессознательного. “Это отнюдь не
пережитки прошлого, которые нужно просто перерасти; напротив, это компенсаторные
функции, имеющие определенные цели и огромное значение. Они являются важным защитным
механизмом в ситуациях, в которых человек
склонен терять голову. Так, в ситуации паники,
неважно, внутренней или внешне выраженной, происходит вторжение архетипов, что позволяет
человеку реагировать инстинктивно-адаптивным путем, так, словно эта ситуация ему всегда
была знакома: он реагирует так, как извечно реагирует весь род людской”.
36
Архетипы и мифологическое мышление
Бессознательная психическая деятельность современного человека западной
цивилизации имеет много общего с психологией первобытных народов. Вкритических
жизненных ситуациях наши современники обнаруживают реакции, характерные для
архаичного, мифологического мышления и поведения. Таковы ситуации личных кризисов и
общественныхкатастроф”, ситуации депривации (лишения) биологических, экзистенциальных
и социальных потребностей: насилие,
голод, влечение, страх, депрессия, одиночество.
В качестве защиты от переживания личных кризисов человекуходитв мир грез и
фантазий. “Заменяющие действительность плоды фантазии, которая заступает место
35
Юнг К.Г.Душа и земля.// К.Г.Юнг. Проблемы души нашего времени.М.: Прогресс, Универс,
1994. С. 136.
36
Юнг.К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология .Киев.: СИНТО. 1995. С. 166.