ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
процесс-результат. Таковы все отглагольные существительные. Первоначально - “прием
студентов продолжен”, позже - “в этом году удачный прием”, - указывает Реформатский.
Так как формы языкового переноса - метафора и метонимия - постоянно присутствуют в
языке, все ностители данного языка способны к символизации по предложенному принципу.
Сложные символы уже не несут свойств символизируемого, но тем не
менее символизация
происходит по принципу образования метафоры и метонимии - двух языковых тропов. (Троп -
слово или выражение, употребленное в переносном значении для достижения большей
выразительности). Существуют и другие типы символизации по принципу действия таких
языковых тропов, как синекдоха ( вид метонимии), антономазия, плеоназм и др.
Синекдоха основана на смежности части-целого и
признака-предмета. При синекдохе
употребляют название большего в качестве меньшего или целого в значении части и наоборот.
(Пример синекдохи “все флаги в гости будут к нам” или “к нему и птица не летит, и зверь
нейдет”). Антономазия - замена имени собственного именем нарицательным и наоборот,
замена нарицательного имени – собственным. ( Примеры: “сохатый” -
вместо “лось”, “Крез” -
вместо “богач”). Плеоназм - речевая избыточность, вкрапление в речь слов, ненужных со
смысловой точки зрения. (Примеры: “самый лучший”, “толпа людей”).
Дадим характеристику основным архетипам человека, описанным К.Юнгом.
Самым наглядным психическим первообразом, связанным с биологическим местом вида
Гомо сапиенс в ряду млекопитающих, является архетип Великой матери. Этот образ
двойственен. Великая мать выступает в земледельческом, мифологическом обличии, с одной
стороны, и одновременно в своей божественной, эфирно-бесплотной, девственно-непорочной
ипостаси. В языках многих народов есть такие устойчивые выражения, как Родина-мать, мать -
сырая земля. Само слово Родина происходит от слова “рожать”, характеризуя женскую
природу родной земли. Человек рождается от
женщины, и после смерти возвращается в лоно
матери-земли, бессознательно воспринимаемой в женском обличии. Архетип великой матери
рождает представления о хтоническом (земельном) божестве и находит свое выражение в
словосочетаниях Родина-мать, мать - сырая земля и т.д. Символизация происходит по принципу
схожести функций. Мать кормит ребенка и обрабатываемая земля “кормит” крестьянина
.
Возможна другая цепь аналогий, которая приведет к символическому отождествлению
обрабатываемой земли и женщины. Сельскохозяйственный посев метафорически схож с
физиологическим процессом оплодотворения. (В период коллективизации, имевшем место в
истории нашей страны, крестьяне со страхом ожидали не только обобществления земли, но и
обобществления жен. Этот страх имеет бессознательную природу, так как обрабатываемая
земля бессознательно отождествляется с женой, с женщиной).
Антрополог, структуралист К.Леви-Строс пишет: “ Переход от сознательного к
бессознательному сопровождается восхождением от частного к общему.”
32
В случае
оперирования архетипическими сущностями в юнговском понимании или индивидуальным
бессознательным из той его части, которая одинакова у всех (символика тела, явлений природы,
родительский и кастрационный комплексы), единичное и особенное является одновременно
всеобщим. Символом этой идеи выступает “Троица” Андрея Рублева, в которой единичное,
особенное и всеобщее могут быть выражены посредством местоимений
“Я”, “ОН”, “ТЫ”,
“МЫ”. Троичность и единичность оказываются тождественными. В архетипическом
символизме субъективное и объективное слиты, не расчленены. Коллективное бессознательное
- “это тот слой души, в котором человека перестает быть отдельным индивидом и его душа
сливается с душой человечества - душой не сознательной, а бессознательной, где мы все
одинаковы. Подобно тому
как всем телам присуще анатомическое сходство - у всех людей есть
пара глаз, пара ушей, сердце лишь с незначительными индивидуальными отличиями, также и
души сходны в своей основе. На этом коллективном уровне мы уже не отдельные индивиды,
тут мы все едины” (К.Юнг).
33
Еще один универсальный образ, связанный с творческим потенциалом человека - Вечный
ребенок (Вечный юноша и Вечная девушка). Его биологическая природа заключается в
принадлежности людей к существам, имеющим длительный период детства, во время которого
можно играть (творить), не задумываясь о реальности, проблемы которой решают родители.
32
Леви-Строс К. Структурная антропология.
33
Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология. Киев: Синто, 1995. С. 42.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »