ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
60
активности не способны использовать средства коммуникации, обладающие всей
полнотой функций, присущих знакам естественного языка человека (Gardner R.,
Gardner B., 1969; Premack, 1985; Севастьянов, 1989; Владимирова, 2001; Бутов-
ская, 2005).
Если вести поиски «сущности» знака и определять это понятие, исходя из ис-
следования звуковой коммуникации людей, то утверждение, что у животных нет
«истинной знаковости», представляется корректным. «Само понятие «знаковой
функции» возникает
лишь с появлением естественного языка человека и только
этот язык дает образцовое воплощение названной функции» (Э. Бенвенист). С
этой точки зрения, у животных имеются только упрощенные варианты знаков –
«чистые сигналы» или «сигналы-признаки».
Аргументы, которые приводит в своей работе московский профессор, исследо-
ватель пения птиц Г.Н. Симкин (1976), отказывая животным
в знаковой деятель-
ности, высказывались неоднократно (например, философом Кассирером) Их сущ-
ность в том, что только знаки, используемые намеренно, могут быть названы ис-
тинными знаками. Способ употребления знаков осваивается в ходе социальной
практики (Л.С. Выготский).
В кратком изложении, аргументы, определяющие знаковую деятельность как
прерогативу людей, следующие. Способ использования знаков
у людей и сигналов
у животных отличается, поскольку для социализированных представителей вида
Homo sapiens уникальной является способность к обобщению, которая базируется
на согласии с действующими социальными правилами. Так, Л.С. Выготский на-
прямую связывает появление речи, как функции общения, с развитием функции
обобщения. Он пишет, что способом передачи какого-либо переживания или
со-
держания сознания другому человеку является отнесение передаваемого содержа-
ния к известной группе явлений, что непременно требует обобщения. Соответст-
венно, высшие, присущие человеку формы деятельности возможны только благо-
даря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действитель-
ность (Выготский, 1934).
Итак, в знаковой деятельности людей отнесение различных единичных явле-
ний
действительности к одному классу, заданному понятием, происходит по соци-
альным правилам. При этом обобщение идет не «в разрез», а в соответствии с ес-
тественными закономерностями восприятия. Поэтому может показаться, что наде-
ление разных явлений одним родовым именем – отнесение в один класс – вытека-
ет из свойств самих явлений. Это не так. Именно
социальное правило, а не «ис-
тинная природа вещей» устанавливает, какие особенности восприятия следует
считать существенными, а какие – не существенными, тем самым, социальное
правило задаёт способы обобщения зрительных образов. Тем не менее, обобще-
ние – это именно социальное правило, усвоив которое, можно с высокой долей
правильного прогноза относить неизвестные ранее явления в
класс, заданный ро-
довым именем – понятием.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- …
- следующая ›
- последняя »