Психология животных. Владимирова Э.Д. - 60 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

61
Известно, что мотивация следования социальной конвенции в ходе знаковой
деятельности не характерна для животных и иногда исчезает даже у людей. Зна-
чит, воплощение знаковой функции, соответствующее «сущности» знака, когда
единичный знак из личного опыта пользователя отсылает к обобщенному классу
подобных знаков, не характерно для животных. Следовательно, у животных нет
знаковой функции
.
В науке имеется альтернативная точка зрения на проблему наличия знаковой
деятельности у животных, которую разделяет автор данной статьи. Представители
этой точки зрения не беспокоятся о выведении своих ключевых дефиниций через
философское познание «подлинной сущности» объектов. Приоритет отдается
практическим результатам от применения понятия «знак», которое используется в
целях концептуального моделирования действительности (Peirce, 1958;
Степанов,
1967; Morris, 1971; Vladimirova, Mozgovoy, 2003). При этом знак понимается не
исключительно как средство коммуникации, а как средство ситуативной адапта-
ции, одной из форм которой, при необходимости, может быть коммуникация. В
этой трактовке знак представляет собой специфический вариант ассоциативного
процесса, особенности которого зависят от текущей мотивации и памяти пользо-
вателя знака.
Мы будем сравнивать знаковые
системы человека и знаковые системы не всех
животных, а только высших млекопитающих, так как этим живым существам
свойственны от природы приблизительно одинаковые с нами возможности ощу-
щений. Конечно, уже на уровне восприятия человек, как культурное существо, от-
личается от социальных млекопитающих. Сравнение, которое мы попытаемся
провести, характеризуется большой долей условности. Можно
с полным правом
сказать, что для человека характерны человеческие знаковые системы, которые
имеют качественное отличие от таковых у животных. Цель нашего сравнения
знаковых систем человека и животныхпоказать, что «собственно человеческие»
свойства человеческих знаковых систем определяются не массой головного мозга,
не строением голосового аппарата, не массой нижней челюсти и даже
не социаль-
ностью, которая характерна для многих млекопитающих, (в том числе и для мле-
копитающих, не ведущих групповой образ жизни), а существованием человека в
обществе.
Для начала определимся в основных понятиях. Понятие «естественный язык»
мы частично уравняем с понятием «знаковая система», полагая: 1) понятие «зна-
ковая система» шире; 2) естественный язык человека имеет
некоторые качества,
которых не имеют другие знаковые системы человека и животных. Разговорный
язык людей имеет звуковую природу. Звуковой знак, в отличие от зрительного и
ольфакторного знака животных, легко определим в своих границах, имеет вре-
менную протяженность.
Длительное время существовавшее в антропологии и устаревшее в настоящее
время представление о причинной связи
речевой функции со строением нижней
челюсти, подбородочного выступа, строением гортани и т.п. было следствием