ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
63
(Французский психоаналитик, лингвист-структуралист Жак Лакан утверждал,
что при диалоге двух субъектов незримо присутствуют социальные законы, куль-
турные нормы, характерные для данного общества. Эти нормы не позволяют со-
общить истину, если истина противоречит усвоенному закону (социальным, нрав-
ственным и культурным нормам, т.е, используя терминологию З. Фрейда, «Супер-
эго»). На «
страже» истинного сообщения всегда стоит цензура социального про-
исхождения. Цензура «производит» явление вытеснения. По Фрейду, культурно
неприемлемые идеи и желания вытесняются в бессознательную психику. Вытес-
нению из сознания, в первую очередь, подвергаются две главные группы пред-
ставлений и переживаний: сексуальные и разрушительно-агрессивные. Усвоение
человеком языка в детстве, уже в самом
процессе, предполагает существование
«другого» (собеседника), чей язык усваивается ребенком. Желания социализиро-
ванного (говорящего) ребенка высказываются на языке «другого» и, по своей
сущности, представляют собой метафору признания со стороны «другого». Этот
«другой» производит свою корректирующую функцию в процессе высказывания,
и к моменту завершения акта высказывания, «присутствует» в психике взрослого
человека,
в виде «Супер-Эго» и «Идеал-Эго» (Лакан). В процессе производства
речи вытеснение проявляет себя как несоответствие между означающим и озна-
чаемым, то есть несоответствие между словесным символом и истинной идеей.
Тем не менее, по Ж. Лакану, истина все равно сообщается, но сообщается «между
строк». Истину открывают символы, своей формой представляющее
множествен-
ное содержание. В самом распространенном случае такими символами выступают
ошибки речи и оговорки, а так же метафоры.
Когда ребенок осваивает язык, он тем самым осваивает социальные нормы и
правила. Освоение языка есть «способ вхождения в символический порядок».
Итак, язык, как носитель символического – это прежде всего порядок (структура);
то, что
занимает место Сверх-Я, то есть усвоенной ребенком системы правил, мо-
ральных норм, оценок, культурно унаследованных от родителей. Значение языка в
процессе антропогенеза состоит в его способности аккумулировать опыт и соци-
альные нормы прежних поколений и передавать их следующим поколениям.
Сам факт начала использования речевой функции в раннем детстве определя-
ется
, в современной психологии, потребностью ребенка в нахождении «потерян-
ного объекта». Практически, этим объектом выступает мать. Позже мать выступа-
ет символом любого потерянного объекта. Слово «мама» заменяет образ матери и
тем самым служит целям психологической защиты. Отделение от материнской
груди, этого первого объекта ребенка, порождает желание в означивании этого
объекта, то
есть в его назывании. Слова «мама» и «mammalia» (млекопитающие)
не случайно созвучны. Образно говоря, человека сделало социализированным су-
ществом желание слиться с идеалом: сначала – поглотить, способом «присвоения
объекта», а затем – идентифицироваться, т. е. отождествлением с идеалом. В слу-
чаях разрушения идеалов, то есть при нарушении желания идентификации с иде-
ал-Я, человек перестает заботиться о том, чтобы его высказывания были понятны
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- …
- следующая ›
- последняя »