Составители:
Рубрика:
5
(что в свою очередь означает область человеческого действия), реали-
зующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его са-
мопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в кото-
ром существует субъект. Таким образом, логическим ядром определе-
ния категории «сознание» здесь является базисная категория «образ»,
а оформляющими категориями – «действие», «мотив», «взаимоотно-
шения», «переживание», «субъект» [37].
Мотив
ценность. На примере развития категории «мотив»
через привлечение категории «ценность» также можно проследить
идею восхождения от абстрактных (базисных) к конкретным (метап-
сихологическим) категориям [37]. Мотив сам по себе еще не является
ценностью. Когда мы говорим о ценностях человека мы говорим пре-
жде всего о сокровенных мотивах его поведения. Ценность — это не
просто мотив, а мотив, характеризуемый определенным местом в
системе самоотношений субъекта («ценность» в обычном слово-
употреблении означает значимый, важный, существенный в каком-
нибудь отношении). Однако прежде чем мотив выступит перед инди-
видом как ценность, должна быть произведена оценка. Иначе говоря,
для того чтобы мотив был включен субъектом в образ себя и высту-
пил, таким образом, как ценность, субъект должен осуществить опре-
деленное действие (ценностное самоопределение). Результатом этого
действия является переживание данного мотива субъектом в качестве
важной и неотъемлемой части его самого. Вместе с тем ценность есть
то, что в глазах данного субъекта ценимо и другими людьми, т.е. об-
ладает для них побудительной силой. Посредством ценностей субъект
персонализируется (обретает свою идеальную представленность и
продолженность в общении). Таким образом, категория «ценность»
неотделима от базисной категории «взаимоотношения» («интерак-
ция»), рассматриваемой не только во внешнем, но и во внутреннем
плане. Ценность таким образом – это мотив, который в процессе са-
моопределения рассматривается и переживается субъектом как его
собственная неотчуждаемая «часть», что образует основу «само-
предъявления» (персонализации) субъекта в общении» [37].
Действие
деятельность. Метапсихологическим эквивален-
том базисной категории «действие» является категория «деятель-
ность». Деятельность есть целокупное самоценное действие. Источ-
ником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью – образ воз-
(что в свою очередь означает область человеческого действия), реали- зующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его са- мопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в кото- ром существует субъект. Таким образом, логическим ядром определе- ния категории «сознание» здесь является базисная категория «образ», а оформляющими категориями – «действие», «мотив», «взаимоотно- шения», «переживание», «субъект» [37]. Мотив ценность. На примере развития категории «мотив» через привлечение категории «ценность» также можно проследить идею восхождения от абстрактных (базисных) к конкретным (метап- сихологическим) категориям [37]. Мотив сам по себе еще не является ценностью. Когда мы говорим о ценностях человека мы говорим пре- жде всего о сокровенных мотивах его поведения. Ценность — это не просто мотив, а мотив, характеризуемый определенным местом в системе самоотношений субъекта («ценность» в обычном слово- употреблении означает значимый, важный, существенный в каком- нибудь отношении). Однако прежде чем мотив выступит перед инди- видом как ценность, должна быть произведена оценка. Иначе говоря, для того чтобы мотив был включен субъектом в образ себя и высту- пил, таким образом, как ценность, субъект должен осуществить опре- деленное действие (ценностное самоопределение). Результатом этого действия является переживание данного мотива субъектом в качестве важной и неотъемлемой части его самого. Вместе с тем ценность есть то, что в глазах данного субъекта ценимо и другими людьми, т.е. об- ладает для них побудительной силой. Посредством ценностей субъект персонализируется (обретает свою идеальную представленность и продолженность в общении). Таким образом, категория «ценность» неотделима от базисной категории «взаимоотношения» («интерак- ция»), рассматриваемой не только во внешнем, но и во внутреннем плане. Ценность таким образом – это мотив, который в процессе са- моопределения рассматривается и переживается субъектом как его собственная неотчуждаемая «часть», что образует основу «само- предъявления» (персонализации) субъекта в общении» [37]. Действие деятельность. Метапсихологическим эквивален- том базисной категории «действие» является категория «деятель- ность». Деятельность есть целокупное самоценное действие. Источ- ником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью – образ воз- 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »