Деятельностный подход и категория деятельности в психологии. Волкова М.Н. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
тегория существует скрыто, «свернуто», каждая метапсихологическая
категория представляет собой «развертку» этих латентных образова-
ний.
Так, метапсихологическая категория «сознание» рассматривает-
ся как развитие базисной психологической категории «образ», а, на-
пример, базисная категория «действие» обретает конкретную форму в
метапсихологической категории «деятельность» и т. п. Базисную ка-
тегорию в функции логического субъекта какой-либо метапсихологи-
ческой категории А. В. Петровский обозначил «категориальным
ядром», а категории, посредством которых данная ядерная категория
превращается в метапсихологическую «оформляющими» (или «кон-
кретизирующими»).
Предлагаемый способ восхождения к метапсихологическим
категориям с опорой на категории базисного уровня далее кратко ил-
люстрируется авторами на примере их соотнесения [36].
Образ
сознание. «Сознание» является метапсихологическим
эквивалентом базисной категории «образ». В истории психологиче-
ской мысли, как отмечают авторы, многие отвергали положение А. Н.
Леонтьева о том, что сознание есть «в своей непосредственности... от-
крывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам,
его действия и состояния», что сознание есть «отношение к действи-
тельности», определяя его как «отношение в самой действительно-
сти», «совокупность отношений в системе других отношений», ут-
верждая, что оно «не имеет индивидуального существования или ин-
дивидуального представительства» [цит. по 37]. Другими словами,
сознание якобы не есть образ акцент переносится на категорию «от-
ношение». Подобный взгляд вытекает из ограниченного представле-
ния о категории «образ».
Ограниченность подобного взгляда обусловлена тем, что, по
мнению А. В. Петровского, упущена связь между понятием «образ» и
имеющим многовековую традицию в истории философской и психо-
логической мысли понятием «идея». Определяя идею как образ
(мысль) в действии, как продуктивное представление, формирующее
свой объект, мы тем самым выявляем в образе то, что характеризует
его со стороны действенности значит, «мотивов», «взаимоотноше-
ний», «переживаний» субъекта). Мы определяем его, таким образом,
как «сознание». «Сознание» есть целостный образ действительности
тегория существует скрыто, «свернуто», каждая метапсихологическая
категория представляет собой «развертку» этих латентных образова-
ний.
      Так, метапсихологическая категория «сознание» рассматривает-
ся как развитие базисной психологической категории «образ», а, на-
пример, базисная категория «действие» обретает конкретную форму в
метапсихологической категории «деятельность» и т. п. Базисную ка-
тегорию в функции логического субъекта какой-либо метапсихологи-
ческой категории А. В. Петровский обозначил «категориальным
ядром», а категории, посредством которых данная ядерная категория
превращается в метапсихологическую «оформляющими» (или «кон-
кретизирующими»).
       Предлагаемый способ восхождения к метапсихологическим
категориям с опорой на категории базисного уровня далее кратко ил-
люстрируется авторами на примере их соотнесения [36].
       Образ  сознание. «Сознание» является метапсихологическим
эквивалентом базисной категории «образ». В истории психологиче-
ской мысли, как отмечают авторы, многие отвергали положение А. Н.
Леонтьева о том, что сознание есть «в своей непосредственности... от-
крывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам,
его действия и состояния», что сознание есть «отношение к действи-
тельности», определяя его как «отношение в самой действительно-
сти», «совокупность отношений в системе других отношений», ут-
верждая, что оно «не имеет индивидуального существования или ин-
дивидуального представительства» [цит. по 37]. Другими словами,
сознание якобы не есть образ – акцент переносится на категорию «от-
ношение». Подобный взгляд вытекает из ограниченного представле-
ния о категории «образ».
       Ограниченность подобного взгляда обусловлена тем, что, по
мнению А. В. Петровского, упущена связь между понятием «образ» и
имеющим многовековую традицию в истории философской и психо-
логической мысли понятием «идея». Определяя идею как образ
(мысль) в действии, как продуктивное представление, формирующее
свой объект, мы тем самым выявляем в образе то, что характеризует
его со стороны действенности (а значит, «мотивов», «взаимоотноше-
ний», «переживаний» субъекта). Мы определяем его, таким образом,
как «сознание». «Сознание» есть целостный образ действительности

                                                                    4