ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
– всю творческую созидательную деятельность человека и
совокупность умений, ее обеспечивающих;
– результаты этой деятельности, то есть практически все, что создано
руками человека – всю вторую природу.
Поскольку культурология в последние десятилетия развивалась
преимущественно в рамках философского знания, то необходимо уточнить
соотношение между культурологией и философией. На первый план
выходит проблема соотношения
культурологии с представлениями
человека о себе и обществе, проблема соотношения культуры и
самосознания. Культурология более конкретна и практична, нежели
философия, для нее важна результативность и место в сокровищнице
социального опыта. Выйдя из “материнского лона” философии,
культурология по-прежнему наиболее близка к ней. Философия изучает
культуру не как особый объект исследования,
а как всеобщую
характеристику мира в его целостности. Философия культуры является
методологией культурологии как относительно самостоятельной научной
дисциплины. Если философия культуры нацелена на понимание ее как
целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее
конкретных формах (особенное), с опорой на конкретно-исторический
материал. Поскольку культура вообще существует лишь в истории или
как
история, то философия культуры во многом совпадает с философией
истории и часто даже идентична с ней. Следует отметить, что философия
культуры (сам термин появился лишь в начале XX века) начинается с
досократиков, с различения того, что “от природы” и того, что существует
“благодаря установлению или закону”, а оформляется как гуманитарная
наука только в XVIII веке в трудах философов-просветителей.
Проблема культуры, как и любая другая общефилософская проблема,
имеет свою историю. Последняя не сводится к простому перечню
высказываний и мнений отдельных мыслителей, а представляет собой
сложившуюся в философии определенную традицию в ее постановке и
решении.
Следует отличать историю представлений о культуре от
истории самой
культуры. Хотя зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних
этапах исторического существования людей, первые представления о ней
становятся возможными только на достаточно высоком уровне их
общественного и духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя
не сразу стали осознавать это. Пока человек в своей жизнедеятельности
зависел от чисто природных обстоятельств
, решающую роль в своей жизни
он приписывал не себе, а обществам, которые превращал в предмет
почитания – культ. Мифологические и религиозные культы древности
наделяли природу чисто человеческими свойствами – сознанием, волей,
способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего
дальнейшего развития люди стали осознавать, что многое в их жизни
– всю творческую созидательную деятельность человека и совокупность умений, ее обеспечивающих; – результаты этой деятельности, то есть практически все, что создано руками человека – всю вторую природу. Поскольку культурология в последние десятилетия развивалась преимущественно в рамках философского знания, то необходимо уточнить соотношение между культурологией и философией. На первый план выходит проблема соотношения культурологии с представлениями человека о себе и обществе, проблема соотношения культуры и самосознания. Культурология более конкретна и практична, нежели философия, для нее важна результативность и место в сокровищнице социального опыта. Выйдя из “материнского лона” философии, культурология по-прежнему наиболее близка к ней. Философия изучает культуру не как особый объект исследования, а как всеобщую характеристику мира в его целостности. Философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины. Если философия культуры нацелена на понимание ее как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на конкретно-исторический материал. Поскольку культура вообще существует лишь в истории или как история, то философия культуры во многом совпадает с философией истории и часто даже идентична с ней. Следует отметить, что философия культуры (сам термин появился лишь в начале XX века) начинается с досократиков, с различения того, что “от природы” и того, что существует “благодаря установлению или закону”, а оформляется как гуманитарная наука только в XVIII веке в трудах философов-просветителей. Проблема культуры, как и любая другая общефилософская проблема, имеет свою историю. Последняя не сводится к простому перечню высказываний и мнений отдельных мыслителей, а представляет собой сложившуюся в философии определенную традицию в ее постановке и решении. Следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического существования людей, первые представления о ней становятся возможными только на достаточно высоком уровне их общественного и духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали осознавать это. Пока человек в своей жизнедеятельности зависел от чисто природных обстоятельств, решающую роль в своей жизни он приписывал не себе, а обществам, которые превращал в предмет почитания – культ. Мифологические и религиозные культы древности наделяли природу чисто человеческими свойствами – сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего дальнейшего развития люди стали осознавать, что многое в их жизни 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »