Культурология. Волкова Р.А. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

7
Просвещенская модель культуры ставила своей целью сделать всех
людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей
естественной природы. Просвещение по-новому переосмысливает
культурный опыт прошлого и настоящего. Предметом интереса в XVIII
столетии становятся археологические памятники, произведения народной
культуры, описания путешественниками культур отдаленных европейских
стран и т.д. Философы-просветители (Ж.-Ж
.Руссо, Ф.М.Вольтер, И.Кант,
И.Г.Гердер) стремились к целостному восприятию культуры человечества,
пытаясь понять сущее как результат активного действия мировых сил (не
исключая божественный Разум) в природе, а культуру как продукт
деятельности человеческого разума. Однако тогда же наметилось
противопоставлениеприроды икультуры”, обозначилась
невозможность гармонического их единства
в мире и в человеке, что
наиболее ярко отразилось в работах Ж.-Ж.Руссо. Руссомыслитель, в
котором созревал романтический протест против Просвещения, хотя он
сам еще в значительной степени принадлежал к этому течению. Он
пытался доказать, что наряду с прогрессом культуры идет падение
нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в
философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. Все, что
является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается в
руках человека. За его лозунгомНазад к природе!” скрывался натурализм,
недооценивавший значение и роль социальных факторов в развитии
человечества.
Бесспорно, Руссо идеализировал прошлое, но он не звал буквально
назад, к
тому первобытному состоянию, когда у людей не было ни наук, ни
искусства. Идеал Руссо лежал в будущем, которое должно было, по его
замыслу, возродить ряд черт прошлогоестественного состояния”.
Возрождение прошлого и должно состоять в натурализации культуры,
гарантирующей людям счастье.
Выдающийся немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) качественно
различил мир природы и
мир свободы, под которым он мыслил
человеческий мир, то есть мир культуры. Человек, будучи естественным
существом, изначально не свободенон находится во власти времени и
природы, в которой и лежит источник зла. Но зло не фатально, оно может
и должно быть побеждено культурой; то есть морально силой морального
долга (категорическим императивом
), а высшим проявлением культуры
является красота (сила искусства). Этот тезис И.Канта был положен в
основу понимания культуры европейским романтизмом XVIII–XIX вв.
И.Г.Гердер (1744–1803), один из наиболее влиятельных мыслителей
Германии, создал свою концепцию культуры, оказавшую значительное
влияние на дальнейшее развитие и становление культурологии. Сущность
культуры он усматривает в контексте единого
, непрерывно
развивающегося целого, закономерно проходящего определенные ступени
   Просвещенская модель культуры ставила своей целью сделать всех
людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей
естественной природы. Просвещение по-новому переосмысливает
культурный опыт прошлого и настоящего. Предметом интереса в XVIII
столетии становятся археологические памятники, произведения народной
культуры, описания путешественниками культур отдаленных европейских
стран и т.д. Философы-просветители (Ж.-Ж.Руссо, Ф.М.Вольтер, И.Кант,
И.Г.Гердер) стремились к целостному восприятию культуры человечества,
пытаясь понять сущее как результат активного действия мировых сил (не
исключая божественный Разум) в природе, а культуру как продукт
деятельности человеческого разума. Однако тогда же наметилось
противопоставление       “природы”     и    “культуры”,    обозначилась
невозможность гармонического их единства в мире и в человеке, что
наиболее ярко отразилось в работах Ж.-Ж.Руссо. Руссо – мыслитель, в
котором созревал романтический протест против Просвещения, хотя он
сам еще в значительной степени принадлежал к этому течению. Он
пытался доказать, что наряду с прогрессом культуры идет падение
нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в
философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. Все, что
является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается в
руках человека. За его лозунгом “Назад к природе!” скрывался натурализм,
недооценивавший значение и роль социальных факторов в развитии
человечества.
   Бесспорно, Руссо идеализировал прошлое, но он не звал буквально
назад, к тому первобытному состоянию, когда у людей не было ни наук, ни
искусства. Идеал Руссо лежал в будущем, которое должно было, по его
замыслу, возродить ряд черт прошлого “естественного состояния”.
Возрождение прошлого и должно состоять в натурализации культуры,
гарантирующей людям счастье.
   Выдающийся немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) качественно
различил мир природы и мир свободы, под которым он мыслил
человеческий мир, то есть мир культуры. Человек, будучи естественным
существом, изначально не свободен – он находится во власти времени и
природы, в которой и лежит источник зла. Но зло не фатально, оно может
и должно быть побеждено культурой; то есть морально силой морального
долга (категорическим императивом), а высшим проявлением культуры
является красота (сила искусства). Этот тезис И.Канта был положен в
основу понимания культуры европейским романтизмом XVIII–XIX вв.
   И.Г.Гердер (1744–1803), один из наиболее влиятельных мыслителей
Германии, создал свою концепцию культуры, оказавшую значительное
влияние на дальнейшее развитие и становление культурологии. Сущность
культуры он усматривает в контексте единого, непрерывно
развивающегося целого, закономерно проходящего определенные ступени


                                   7