Культурология. Волкова Р.А. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные
культурно-исторические типы”, народы с их самобытными культурами.
Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе друг с
другом и внешней средой, проходят определенные стадии: от
этнографического состояния к государственному и от государственного к
цивилизованному. Как и биологические виды, культурно-исторические
типы проходят
определенные естественные стадии возмужания, дряхления
и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга
культурно-исторических типов, среди которых наиболее перспективным
названславянский тип”, полнее всего выраженный в русском народе.
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского в определенной
мере предвосхитила идеи немецкого философа О.Шпенглера (1880–1836),
сформулировавшего теорию культурно-исторического круговорота
. Его
концепция, изложенная в работеЗакат Европы”, строится на
сопоставлении и в большей части на противопоставлении культуры и
цивилизации. Выделив в развитии культурно-исторических миров три
стадии: юность (мифосимволическая, ранняя культура), расцвет
(метафизико-религиозная, высокая культура) и упадок (поздняя
окостеневшая культура), Шпенглер считал, что последняя переходит в
цивилизацию. Цивилизация, как
исключительно технико-механическое
явление, противоположна культуре как живому организму. Она, обладая
одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение
отмирания живого организма, затухание целого культурного мира, возврат
внебытиекультуры.
Отказываясь от гегелевского панлогизма, О.Шпенглер выделяет в
качестве первичной основы культуры ее душу, внерациональную и
несводимую ни
к какой логике. Культура в его пониманииэто
символически выраженная смысловая ценность, в которой собственно и
реализует себя душа: “...культура как совокупность великих символов
жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может
поведать душа, как она страждет” (Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
Т.1.С.344). У каждой культуры есть своя
собственнаядуша”,
реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой
культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными
средствами; поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной
культуры, понять природу их символов, традиций, верований. Анализируя
духовную жизнь современной ему Европы, Шпенглер пришел к выводу,
что подобно тому, как
в свое время погибла греко-римская культура,
сейчас увядает западноевропейская. По его мнению, закат Европы вызван
победой техники над духовностью, огромных городов над провинцией,
плебейской морали над моралью аристократии; лишь крестьянство,
органически связанное с землей, с самой почвой, остается единственным
носителемостатковкультуры, еесохранившимся пережитком”. Кризис
признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные
“культурно-исторические типы”, народы с их самобытными культурами.
Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе друг с
другом и внешней средой, проходят определенные стадии: от
этнографического состояния к государственному и от государственного к
цивилизованному. Как и биологические виды, культурно-исторические
типы проходят определенные естественные стадии возмужания, дряхления
и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга
культурно-исторических типов, среди которых наиболее перспективным
назван “славянский тип”, полнее всего выраженный в русском народе.
    Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского в определенной
мере предвосхитила идеи немецкого философа О.Шпенглера (1880–1836),
сформулировавшего теорию культурно-исторического круговорота. Его
концепция, изложенная в работе “Закат Европы”, строится на
сопоставлении и в большей части на противопоставлении культуры и
цивилизации. Выделив в развитии культурно-исторических миров три
стадии: юность (мифосимволическая, ранняя культура), расцвет
(метафизико-религиозная, высокая культура) и упадок (поздняя
окостеневшая культура), Шпенглер считал, что последняя переходит в
цивилизацию. Цивилизация, как исключительно технико-механическое
явление, противоположна культуре как живому организму. Она, обладая
одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение
отмирания живого организма, затухание целого культурного мира, возврат
в “небытие” культуры.
   Отказываясь от гегелевского панлогизма, О.Шпенглер выделяет в
качестве первичной основы культуры ее душу, внерациональную и
несводимую ни к какой логике. Культура в его понимании – это
символически выраженная смысловая ценность, в которой собственно и
реализует себя душа: “...культура как совокупность великих символов
жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может
поведать душа, как она страждет” (Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
Т.1.С.344). У каждой культуры есть своя собственная “душа”,
реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой
культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными
средствами; поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной
культуры, понять природу их символов, традиций, верований. Анализируя
духовную жизнь современной ему Европы, Шпенглер пришел к выводу,
что подобно тому, как в свое время погибла греко-римская культура,
сейчас увядает западноевропейская. По его мнению, закат Европы вызван
победой техники над духовностью, огромных городов над провинцией,
плебейской морали над моралью аристократии; лишь крестьянство,
органически связанное с землей, с самой почвой, остается единственным
носителем “остатков” культуры, ее “сохранившимся пережитком”. Кризис


                                  9