Культурология. Волкова Р.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
эволюции. По мнению Гердера, культурарезультат космогенеза и
биогенеза, а история общества непосредственно примыкает к истории
природы, сливаясь с ней. В своей работеО происхождении языка он
попытался объяснить появление языка на основе изучения естественных
законов, определяющих бытие человека. Историческое становление и
развитие языка Гердер осмысливает как бесконечный процесс развития
культуры через преемственность различных культур. В другом известном
трудеИдеи к философии истории человечества он представляет
развертывание мировой культуры под воздействием живых человеческих
сил, творческих по своему характеру. Необходимо отметить, что Гердер
понимал культуру весьма широко, относя к ней в качестве составных
частей язык, науку, ремесло, семью, государство, религию, искусство.
Его
творчество оказало сильное воздействие не только на немецкую , но и на
всю европейскую философию и науку, подтолкнув ученых к изучению
исторических и этнических форм культуры в ее различных ипостасях:
сравнительное языкознание, исследование мифологии и фольклора,
религиозных верований и форм поселений.
В философской системе другого выдающегося немецкого мыслителя
Г.Гегеля (1770–1831)
культура не названа своим именем, но онаузнается
по ее главному принципутворчеству.
Творчествоэто созидание нового, которое не отрицает старое, а
хранит в своей памяти лучшие достижения человеческого духа на
протяжении всей его истории. У Гегеля получает своей завершение и
наиболее полное воплощение идея западноевропейской культуры о
дерзновенной, прометеевской мощи
человеческого разума. Вся история
человечества рассматривается им как процесс эволюции человеческой
культуры через эволюцию духа, через прогресс в становлении свободы.
Однако гегелевская европоцентристская модель культуры с ее
абсолютизацией разума оказалась весьма уязвимой со стороны реальной
логики человеческой истории, о чем свидетельствуют различные
культурологические концепции второй половины X–IX века.
В условиях господства
в европейской традиции различного рода
философско-универсалистских концепций истории человечества идея
уникальности культурного развития народов теплилась лишь в рамках
романтической историографии. Поэтому появление в 1869 году работы
Н.Я.ДанилевскогоРоссия и Европа”, посвященной проблемам
зарождения и развития Российской цивилизации, было явным диссонансом
в ряду аналогичных исследований.
Культурологические идеи Н.Я.Данилевского
(1822-1885)
формировались под воздействием естественных наук, в частности
биологии, а также того многообразия культур народов, с которыми
европейцы столкнулись во второй половине XIX века. Он отрицал
существование человечества как целого, как единой цивилизации,
эволюции. По мнению Гердера, культура – результат космогенеза и
биогенеза, а история общества непосредственно примыкает к истории
природы, сливаясь с ней. В своей работе “О происхождении языка” он
попытался объяснить появление языка на основе изучения естественных
законов, определяющих бытие человека. Историческое становление и
развитие языка Гердер осмысливает как бесконечный процесс развития
культуры через преемственность различных культур. В другом известном
труде “Идеи к философии истории человечества” он представляет
развертывание мировой культуры под воздействием живых человеческих
сил, творческих по своему характеру. Необходимо отметить, что Гердер
понимал культуру весьма широко, относя к ней в качестве составных
частей язык, науку, ремесло, семью, государство, религию, искусство. Его
творчество оказало сильное воздействие не только на немецкую , но и на
всю европейскую философию и науку, подтолкнув ученых к изучению
исторических и этнических форм культуры в ее различных ипостасях:
сравнительное языкознание, исследование мифологии и фольклора,
религиозных верований и форм поселений.
   В философской системе другого выдающегося немецкого мыслителя
Г.Гегеля (1770–1831) культура не названа своим именем, но она “узнается”
по ее главному принципу – творчеству.
   Творчество – это созидание нового, которое не отрицает старое, а
хранит в своей памяти лучшие достижения человеческого духа на
протяжении всей его истории. У Гегеля получает своей завершение и
наиболее полное воплощение идея западноевропейской культуры о
дерзновенной, прометеевской мощи человеческого разума. Вся история
человечества рассматривается им как процесс эволюции человеческой
культуры через эволюцию духа, через прогресс в становлении свободы.
Однако гегелевская европоцентристская модель культуры с ее
абсолютизацией разума оказалась весьма уязвимой со стороны реальной
логики человеческой истории, о чем свидетельствуют различные
культурологические концепции второй половины X–IX века.
   В условиях господства в европейской традиции различного рода
философско-универсалистских концепций истории человечества идея
уникальности культурного развития народов теплилась лишь в рамках
романтической историографии. Поэтому появление в 1869 году работы
Н.Я.Данилевского “Россия и Европа”, посвященной проблемам
зарождения и развития Российской цивилизации, было явным диссонансом
в ряду аналогичных исследований.
   Культурологические        идеи     Н.Я.Данилевского       (1822-1885)
формировались под воздействием естественных наук, в частности
биологии, а также того многообразия культур народов, с которыми
европейцы столкнулись во второй половине XIX века. Он отрицал
существование человечества как целого, как единой цивилизации,


                                   8