Культурология. Волкова Р.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
зависит от них самих. С этим связаны первые, весьма расплывчатые,
представления о культуре.
Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и
умений, а также результатов деятельности человека была выделена в
качестве предмета осмысления. Древнегреческие мыслители различали
природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала и
подчеркивали превосходство греков
над дикими и невоспитанными
варварами. Достоинство греческой культуры в том, что она открыла
человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы.
Греки впервые дали миру образцы демократии и гуманизма как наиболее
выдающиеся ценности культуры. Свой вклад в понимание культуры
внесли и древнеримские мыслители, в частности, выдающийся политик и
учений Цицерон,
который считал, что возделывание душиэто и есть
философия. Подлинная культура заключалась, по мнению римского
оратора, в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие
интересы государства находятся в противоречивом единстве.
Таким образом, античность впервые открыла человечеству
гуманистическое понимание культуры и рационалистическое объяснение
мира, показав уверенность и защищенность человека-гражданина
в своем
городе-полисе.
В средневековье происходит кардинальное переосмысление
основополагающих принципов культуры, которая противопоставила
античному политеизму монотеизм, натурализмудуховность, гедонизму
аскетизм, а живому созерцательно-рациональному познаниюкнижное
познание Библии. Средневековая культурахристианская. Главной
ценностью становится Бог, и жизнь по Богу является единственно
достойной человека. Абсолютное превосходство бессмертной души над
тленным
телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и
соблазнам чувственного мира. Тысячелетнее противопоставление природы
и благодати (христианской версии культуры) заставляло человека
разрываться между материальным и духовным началами, и тем не менее
оно не породило идею бесконечного самосовершенствования индивида,
культивирование им своего духа. Христианская вера изменила весь
менталитет средневековой европейской культуры, сущность
которого
состояла в интенсивном нарастании личностного самосознания.
В эпоху Возрождения формируется совершенно новое самосознание
человекачеловека-творца. Именно в это время он впервые ощутил себя
ничем не ограниченнымни природой, ни Богом, и в своей деятельности
человек теперь не просто удовлетворяет свои частные интересы и земные
нуждыон творит красоту,
творит самого себя. Таким образом, идея
культуры приобретает человеческое , гуманистическое измерение.
Культураэто не только преобразованная человеком природа, но и
преобразование самого человека.
зависит от них самих. С этим связаны первые, весьма расплывчатые,
представления о культуре.
   Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и
умений, а также результатов деятельности человека была выделена в
качестве предмета осмысления. Древнегреческие мыслители различали
природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала и
подчеркивали превосходство греков над дикими и невоспитанными
варварами. Достоинство греческой культуры в том, что она открыла
человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы.
Греки впервые дали миру образцы демократии и гуманизма как наиболее
выдающиеся ценности культуры. Свой вклад в понимание культуры
внесли и древнеримские мыслители, в частности, выдающийся политик и
учений Цицерон, который считал, что возделывание души – это и есть
философия. Подлинная культура заключалась, по мнению римского
оратора, в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие
интересы государства находятся в противоречивом единстве.
   Таким образом, античность впервые открыла человечеству
гуманистическое понимание культуры и рационалистическое объяснение
мира, показав уверенность и защищенность человека-гражданина в своем
городе-полисе.
   В    средневековье     происходит   кардинальное    переосмысление
основополагающих принципов культуры, которая противопоставила
античному политеизму монотеизм, натурализму – духовность, гедонизму –
аскетизм, а живому созерцательно-рациональному познанию – книжное
познание Библии. Средневековая культура – христианская. Главной
ценностью становится Бог, и жизнь по Богу является единственно
достойной человека. Абсолютное превосходство бессмертной души над
тленным телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и
соблазнам чувственного мира. Тысячелетнее противопоставление природы
и благодати (христианской версии культуры) заставляло человека
разрываться между материальным и духовным началами, и тем не менее
оно не породило идею бесконечного самосовершенствования индивида,
культивирование им своего духа. Христианская вера изменила весь
менталитет средневековой европейской культуры, сущность которого
состояла в интенсивном нарастании личностного самосознания.
   В эпоху Возрождения формируется совершенно новое самосознание
человека – человека-творца. Именно в это время он впервые ощутил себя
ничем не ограниченным – ни природой, ни Богом, и в своей деятельности
человек теперь не просто удовлетворяет свои частные интересы и земные
нужды – он творит красоту, творит самого себя. Таким образом, идея
культуры приобретает человеческое , гуманистическое измерение.
Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и
преобразование самого человека.


                                  6