Культурология. Волкова Р.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
европейской культуры он объясняет умиранием ее души, истощением
душевных и духовных потенций народов Европы: “Как только цель
достигнута, и... вся полнота внутренних возможностей завершена и
осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь
свертывается, силы надламываютсяона становится цивилизацией
(Шпенглер О. Закат Европы. С.264).
Итак, несмотря на критическое
ныне отношение к концепции и
пророчествам О.Шпенглера, разработанный им принцип культурного
полицентризма составляет теоретическую базу современных
культурологических и гуманитарных исследований.
Со второй половины XIX века западноевропейская философия
претерпевает кардинальные измененияпоявляются новые направления и
школы, порвавшие с прежними рационалистическими принципами и
установками. Приблизительно в это же время набирает силу философия
культуры
и постепенно начинает оформляться культурология как
самостоятельная наука. В этой связи очень важным является рассмотрение
культурологической концепции Ф.Ницше (1844–1990), которая сложилась
в рамкахФилософии жизни”.
Философия романтизма и иррационализма А.Шопенгауэрадали
толчок развитиюфилософии жизни”, которая была преимущественно
философией культуры. Творчество Ф.Ницше оказало мощное влияние на
современную теорию
культуры. Центральное место в его
культурологической концепции занимаетжизнь”, основу которой
образуетволя”, “воля к могуществу”. Анализируя историю европейской
культуры, Ницше формулирует фундаментальную для нее оппозицию
аполлонийского и дионисийского начал. Аполлонийскоеэто критическо-
рациональное искусство, а дионисийскоетворчески-чувственное,
иррациональное, а полем примирения Аполлона и Диониса становится
древнегреческая трагедия. По
его мнению, многовековое господство
сократической философии, христианства и науки ввергло европейскую
культуру в состояние глубокого кризиса. Раньше, до Сократа, мораль
отражала интересы сильных, умных и благородных людей, а христианство
исказило мораль, провозгласив в качестве главных добродетелей
смирение, нищету духа и аскетизм тела. Поэтому Ницше считал, что
сложившиеся ценности европейской культуры следует
пересмотреть: на
место христианского Бога необходимо поставитьСверхчеловека”,
который является смыслом и конечной целью культуры. Это новая каста
сверхлюдейпреобразует будущую культуру и мораль человечества, где
справедливость будет заключаться в неравенстве, ибо никаких общих
законов морали дляслабых исильных быть не может. Истинная
справедливость есть функция силы и власти
, и она должна служить только
сильнымлюдям. Дляслабыхвысшая справедливостьэто погибнуть и
освободить место для нового поколениясверхлюдей”. Освобожденный от
европейской культуры он объясняет умиранием ее души, истощением
душевных и духовных потенций народов Европы: “Как только цель
достигнута, и... вся полнота внутренних возможностей завершена и
осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь
свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией”
(Шпенглер О. Закат Европы. С.264).
   Итак, несмотря на критическое ныне отношение к концепции и
пророчествам О.Шпенглера, разработанный им принцип культурного
полицентризма      составляет    теоретическую     базу    современных
культурологических и гуманитарных исследований.
   Со второй половины XIX века западноевропейская философия
претерпевает кардинальные изменения – появляются новые направления и
школы, порвавшие с прежними рационалистическими принципами и
установками. Приблизительно в это же время набирает силу философия
культуры и постепенно начинает оформляться культурология как
самостоятельная наука. В этой связи очень важным является рассмотрение
культурологической концепции Ф.Ницше (1844–1990), которая сложилась
в рамках “Философии жизни”.
   Философия романтизма и иррационализма А.Шопенгауэра “дали
толчок развитию “философии жизни”, которая была преимущественно
философией культуры. Творчество Ф.Ницше оказало мощное влияние на
современную     теорию     культуры.    Центральное     место   в   его
культурологической концепции занимает “жизнь”, основу которой
образует “воля”, “воля к могуществу”. Анализируя историю европейской
культуры, Ницше формулирует фундаментальную для нее оппозицию
аполлонийского и дионисийского начал. Аполлонийское – это критическо-
рациональное искусство, а дионисийское –творчески-чувственное,
иррациональное, а полем примирения Аполлона и Диониса становится
древнегреческая трагедия. По его мнению, многовековое господство
сократической философии, христианства и науки ввергло европейскую
культуру в состояние глубокого кризиса. Раньше, до Сократа, мораль
отражала интересы сильных, умных и благородных людей, а христианство
исказило мораль, провозгласив в качестве главных добродетелей
смирение, нищету духа и аскетизм тела. Поэтому Ницше считал, что
сложившиеся ценности европейской культуры следует пересмотреть: на
место христианского Бога необходимо поставить “Сверхчеловека”,
который является смыслом и конечной целью культуры. Это новая каста
“сверхлюдей” преобразует будущую культуру и мораль человечества, где
справедливость будет заключаться в неравенстве, ибо никаких общих
законов морали для “слабых” и “сильных” быть не может. Истинная
справедливость есть функция силы и власти, и она должна служить только
“сильным” людям. Для “слабых” высшая справедливость – это погибнуть и
освободить место для нового поколения “сверхлюдей”. Освобожденный от


                                  10