Культурология. Волкова Р.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

12
природы, что выражалось в жертвенном отношении к ней, которым
человек старался искупить невольно наносимый ей ущерб.
По мере развития материального производства изменялось и
отношение к природе. Естественно, что культ природы сменился
постепенно культом сверхприродных начал культуры: властью Бога над
человеком и властью человека над природой. Эта традиция понимания
природы и
культуры, их дуализма и борьбы была воспринята как эпохой
Средневековья, так и эпохой Возрождения с ее глубоким интересом к
античной культуре. Здесь несколько иначе стали трактовать
взаимоотношения общества и природы. Природа более не трактуется как
враждебный человеку дикий и хаотический мир: в ней уже видят меру и
целесообразность, соразмерную с
обычным человеческим опытом. С
наступлением Нового времени, казалось природа становится не только
внешним фоном масштабных действий человека, но и внутренним
ориентиром культуры. Человечество, руководствуясь идеей разумности,
пытается преобразовать естественный и социальный мир на принципах
морали, экспериментальной науки и гуманизма. Но проходит немного
времени и становится понятно, что сближения с природой не
произошло,
так как лишь одна культурная формация сменилась другой, а природа по-
прежнему осталась внешней средой обитания человечества. И вновь
последовали призывы сближения с природой, возвращения человека к ней.
Образ природы начинает расслаиваться, раздваиваться на тот, который
воспринимался и изображался контурами и красками культуры, и тот,
который оставался непроницаемым для
культуры, не понимаемым и
необъяснимым человеческим разумом.
Человек, имея дело с природой и культурой, использует существенно
различные формы мышления и поведения. И. Риккерт заложил понимание
двух разных проекций человеческого мышления на природу и культуру, в
чем впоследствии он оказался прав. Наиболее ярким примером такого рода
явилась теория О. Шпенглера о соотношении
культуры и цивилизации, где
культура рассматривается двояко: как уникально-творческая форма и как
машинизированный стандарт. На первой фазе, то есть ступени собственно
культуры, идет интенсивное развитие культуры во всей ее целостности и
личностном бытии, а на второй происходит тиражирование,
распространение всех культурных форм, а вместе с тем и угасание ее
творческих сил. Примером такого угасания, по мнению О. Шпенглера,
выступила судьба европейской культуры.
Когда человек начал возводить собственный человеческий мир, он, по
существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. Это, однако, не
означало, что он отверг природу, так как культуру можно рассматривать
как вполне естественную ступень мировой эволюции. В данном
случае
человека можно рассматривать как соединительное звено между природой
и культурой. (См.: Гуревич П.С. Философия культуры. С. 164–172).
природы, что выражалось в жертвенном отношении к ней, которым
человек старался искупить невольно наносимый ей ущерб.
   По мере развития материального производства изменялось и
отношение к природе. Естественно, что культ природы сменился
постепенно культом сверхприродных начал культуры: властью Бога над
человеком и властью человека над природой. Эта традиция понимания
природы и культуры, их дуализма и борьбы была воспринята как эпохой
Средневековья, так и эпохой Возрождения с ее глубоким интересом к
античной культуре. Здесь несколько иначе стали трактовать
взаимоотношения общества и природы. Природа более не трактуется как
враждебный человеку дикий и хаотический мир: в ней уже видят меру и
целесообразность, соразмерную с обычным человеческим опытом. С
наступлением Нового времени, казалось природа становится не только
внешним фоном масштабных действий человека, но и внутренним
ориентиром культуры. Человечество, руководствуясь идеей разумности,
пытается преобразовать естественный и социальный мир на принципах
морали, экспериментальной науки и гуманизма. Но проходит немного
времени и становится понятно, что сближения с природой не произошло,
так как лишь одна культурная формация сменилась другой, а природа по-
прежнему осталась внешней средой обитания человечества. И вновь
последовали призывы сближения с природой, возвращения человека к ней.
Образ природы начинает расслаиваться, раздваиваться на тот, который
воспринимался и изображался контурами и красками культуры, и тот,
который оставался непроницаемым для культуры, не понимаемым и
необъяснимым человеческим разумом.
   Человек, имея дело с природой и культурой, использует существенно
различные формы мышления и поведения. И. Риккерт заложил понимание
двух разных проекций человеческого мышления на природу и культуру, в
чем впоследствии он оказался прав. Наиболее ярким примером такого рода
явилась теория О. Шпенглера о соотношении культуры и цивилизации, где
культура рассматривается двояко: как уникально-творческая форма и как
машинизированный стандарт. На первой фазе, то есть ступени собственно
культуры, идет интенсивное развитие культуры во всей ее целостности и
личностном бытии, а на второй происходит тиражирование,
распространение всех культурных форм, а вместе с тем и угасание ее
творческих сил. Примером такого угасания, по мнению О. Шпенглера,
выступила судьба европейской культуры.
   Когда человек начал возводить собственный человеческий мир, он, по
существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. Это, однако, не
означало, что он отверг природу, так как культуру можно рассматривать
как вполне естественную ступень мировой эволюции. В данном случае
человека можно рассматривать как соединительное звено между природой
и культурой. (См.: Гуревич П.С. Философия культуры. С. 164–172).


                                 12