Культурология. Волкова Р.А. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
Сотворив надприродный мир, человек стал утрачивать естественные корни
и устремился в космос артефактов. Научившись преобразовывать
реальность, он стал менять собственное окружение, все более и более
отдаляясь от естественных ритмов. С течение времени созданный
человеком искусственный мир приобрел сугубо технизированные
очертания и содержание. Так возник образ человека-машины. (См.: Н.А
.
Бердяев. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. 2. С. 2–149).
Каждое общество преобразовывало и преобразовывает богатств
природных ресурсов, превращая их в средства культурно-исторической
жизни. На это за время существования человечества было израсходовано
неизмеримое количество человеческого труда: осушены болота и
вырублены леса, построены города и насыпаны плотины, проложена сеть
дорог и запущены
космические корабли. Человек не только физически, но
и геохимически переделал мир, и поэтому уже невозможно возвратиться в
исходные природные условия. Не стоит забывать и о космическом
воздействии, так как человек всем своим бытиемвписанв космическое
пространство. Возможно, наша жизнь в гораздо большей степени зависит
от влияния сил Космоса, чем представляется
; и динамика этих сил
заставляет все живое на Земле биться в унисон с планетами Солнечной
системы. Ритмы Космоса (биоритмы) оказывают огромное влияние на
жизнь Земли во всех ее проявлениях.
2. Когда первобытная культура утратила синкретизм, она стала
разнообразней и приобрела различные измерения: природное
человеческое; предметноеличностное; земноенебесное; материальное
духовное;
эмоциональноерациональное.
Такое разделение мира на культурный и дикий стало переноситься
позже и на понимание человеческого сообщества. Наряду с культурными
народами, живущими в соответствии с правовыми законами, выделяются
дикие народы, “варвары”, существующие как бы стихийно, без норм и
законов. Такое понимание человеческого сообщества было характерно в
основном для античности, когдасвой
отождествлялся с культурным, а
чужой с дикарем, угрожавшим цивилизации набегами и разорением.
Вместе с тем выделение культуры как особого социального феномена
ставит вопрос о ее взаимоотношении с обществом. Эпоха взлета или
упадка той или иной культуры всегда сопряжена со определенными
историческими обстоятельствами. Поэтому важно не игнорировать
социальное воздействие на культуру
, а учитывать его при объяснении и
осмыслении развития культур. Необходимо принципиально различать эти
два понятия – “обществоикультура”. В чем же смысл дистанцирования
и разграничения достижений культуры и социума? Различие общества и
культуры выявляет ее определение как совокупности созданных человеком
ценностей. Мир культурыэто мир материальных и идеально-духовных
ценностей.,
то есть мир объектов, взятых в отношении к человеку, мир,
Сотворив надприродный мир, человек стал утрачивать естественные корни
и устремился в космос артефактов. Научившись преобразовывать
реальность, он стал менять собственное окружение, все более и более
отдаляясь от естественных ритмов. С течение времени созданный
человеком искусственный мир приобрел сугубо технизированные
очертания и содержание. Так возник образ человека-машины. (См.: Н.А.
Бердяев. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 2–149).
   Каждое общество преобразовывало и преобразовывает богатств
природных ресурсов, превращая их в средства культурно-исторической
жизни. На это за время существования человечества было израсходовано
неизмеримое количество человеческого труда: осушены болота и
вырублены леса, построены города и насыпаны плотины, проложена сеть
дорог и запущены космические корабли. Человек не только физически, но
и геохимически переделал мир, и поэтому уже невозможно возвратиться в
исходные природные условия. Не стоит забывать и о космическом
воздействии, так как человек всем своим бытием “вписан” в космическое
пространство. Возможно, наша жизнь в гораздо большей степени зависит
от влияния сил Космоса, чем представляется; и динамика этих сил
заставляет все живое на Земле биться в унисон с планетами Солнечной
системы. Ритмы Космоса (биоритмы) оказывают огромное влияние на
жизнь Земли во всех ее проявлениях.
   2. Когда первобытная культура утратила синкретизм, она стала
разнообразней и приобрела различные измерения: природное –
человеческое; предметное – личностное; земное – небесное; материальное
– духовное; эмоциональное – рациональное.
   Такое разделение мира на культурный и дикий стало переноситься
позже и на понимание человеческого сообщества. Наряду с культурными
народами, живущими в соответствии с правовыми законами, выделяются
дикие народы, “варвары”, существующие как бы стихийно, без норм и
законов. Такое понимание человеческого сообщества было характерно в
основном для античности, когда “свой” отождествлялся с культурным, а
“чужой” с дикарем, угрожавшим цивилизации набегами и разорением.
Вместе с тем выделение культуры как особого социального феномена
ставит вопрос о ее взаимоотношении с обществом. Эпоха взлета или
упадка той или иной культуры всегда сопряжена со определенными
историческими обстоятельствами. Поэтому важно не игнорировать
социальное воздействие на культуру, а учитывать его при объяснении и
осмыслении развития культур. Необходимо принципиально различать эти
два понятия – “общество” и “культура”. В чем же смысл дистанцирования
и разграничения достижений культуры и социума? Различие общества и
культуры выявляет ее определение как совокупности созданных человеком
ценностей. Мир культуры – это мир материальных и идеально-духовных
ценностей., то есть мир объектов, взятых в отношении к человеку, мир,


                                 13