Культурология. Волкова Р.А. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

15
Но при таком подходе обнаруживается противоречиес одной
стороны, культураэто нечто надстраивающееся над природой, а с
другой, этонечтотем самым отчуждающее, отдаляющее человека от
естественной природы. Складывается парадокс: для создания культуры
нужна была предельная дистанция от природы. Следует допустить, что
природа и культура действительно противостоят друг другу, но
существуют они не вне друг друга, а лишь друг с другом. Человек, имея
биосоциальную природу и выступая как опосредующий фактор, в своем
творчестве как бы интегрирует в единое целое природу и культуру.
Принадлежа одновременно двум противоположным мирам, человек
выступает соединительным звеном между природой и культурой, как бы
снимая элементы противоречивости
между ними,
Человек постоянно переделывает и достраивает природу, созидает и
творит, формируя тем самым пространство культуры. Таким образом,
противопоставлениечеловекприродалишено всякого смысла, ибо нет
чисто природного человека, а есть либокультурный человек, либо
варвар”.
Весь организм культуры состоит из сложно организованных
посредниковкультурных феноменов и институтов. В их
число входят
слова и образы, знаки и символы, культурные навыки и технологии.
Между собой и природой человек помещает предметы материальной
культуры: орудия труда, жилище, одежду и т.д., выполняющих роль
посредников. Итак, культура есть выражение деятельностной природы
человека и в этом аспекте она выступает мерой его развития. Каков
человектакова
культура общества, как впрочем и наоборот. При таком
подходе история общества фактически превращается в историю культуры,
и прав был Вольтер, когда применяя терминфилософия истории”, он
имел в виду историческое развитие культуры.
3. Во второй половине ХХ века возникло много новых и весьма
актуальных проблем, связанных с взаимодействием общества и природы,
продиктованных современным состоянием мировой цивилизации. Речь
идет прежде всего об экологии, диктующей сегодня правила
взаимоотношений человека и природы. По-видимому, сегодня настало
время для преодоления традиционного дуализма природного и
культурного, естественного и искусственного, дикого и цивилизованного в
жизни человечества, это во-первых; а во-вторых, все явственнее приходит
осознание того, что
культура является одной из систем природы, причем
системой особенной и сложной, находящейся внутри естественной
природы. Природа и ее явления глубоко вплетены в человеческую жизнь,
что наиболее ярко проявляется в географической среде. Именно здесь
возникла и развивается жизнь, что подтверждается и этимологически:
словоприрода указывает на генетический аспект происхождения
человека, так
как оно имеет общий корень со словамирод”, “родить”.
   Но при таком подходе обнаруживается противоречие – с одной
стороны, культура – это нечто надстраивающееся над природой, а с
другой, это “нечто” тем самым отчуждающее, отдаляющее человека от
естественной природы. Складывается парадокс: для создания культуры
нужна была предельная дистанция от природы. Следует допустить, что
природа и культура действительно противостоят друг другу, но
существуют они не вне друг друга, а лишь друг с другом. Человек, имея
биосоциальную природу и выступая как опосредующий фактор, в своем
творчестве как бы интегрирует в единое целое природу и культуру.
Принадлежа одновременно двум противоположным мирам, человек
выступает соединительным звеном между природой и культурой, как бы
снимая элементы противоречивости между ними,
 Человек постоянно переделывает и достраивает природу, созидает и
творит, формируя тем самым пространство культуры. Таким образом,
противопоставление “человек – природа” лишено всякого смысла, ибо нет
чисто природного человека, а есть либо “культурный” человек, либо
“варвар”.
   Весь организм культуры состоит из сложно организованных
посредников – культурных феноменов и институтов. В их число входят
слова и образы, знаки и символы, культурные навыки и технологии.
Между собой и природой человек помещает предметы материальной
культуры: орудия труда, жилище, одежду и т.д., выполняющих роль
посредников. Итак, культура есть выражение деятельностной природы
человека и в этом аспекте она выступает мерой его развития. Каков
человек – такова культура общества, как впрочем и наоборот. При таком
подходе история общества фактически превращается в историю культуры,
и прав был Вольтер, когда применяя термин “философия истории”, он
имел в виду историческое развитие культуры.
   3. Во второй половине ХХ века возникло много новых и весьма
актуальных проблем, связанных с взаимодействием общества и природы,
продиктованных современным состоянием мировой цивилизации. Речь
идет прежде всего об экологии, диктующей сегодня правила
взаимоотношений человека и природы. По-видимому, сегодня настало
время для преодоления традиционного дуализма природного и
культурного, естественного и искусственного, дикого и цивилизованного в
жизни человечества, это во-первых; а во-вторых, все явственнее приходит
осознание того, что культура является одной из систем природы, причем
системой особенной и сложной, находящейся внутри естественной
природы. Природа и ее явления глубоко вплетены в человеческую жизнь,
что наиболее ярко проявляется в географической среде. Именно здесь
возникла и развивается жизнь, что подтверждается и этимологически:
слово “природа” указывает на генетический аспект происхождения
человека, так как оно имеет общий корень со словами “род”, “родить”.


                                  15