Культурология. Волкова Р.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

16
Неслучайно в народном сознании издавна употреблялось словосочетание
мать-природа”, порождающая человека, дарующая ему жизнь и
забирающая его в конце жизни. Человек и исторически, и онтогенетически
постоянно, изо дня в день, общается с природой. Диалектика этого
общения и взаимодействия такова, что по мере развития общества его
непосредственная зависимость от природы
уменьшается, а опосредованная
усиливается. С развитием преобразующей деятельности человека
увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи
биосферы. Сегодня, как никогда, природа требует от человека мудрости,
уважительного отношения к себе как к равноправному существу. Поэтому
так своевременно и актуально звучит идея Н.Н. Моисеева о стратегии
коэволюции в отношении природы.
К тому же необходимо учитывать
фактор ограниченности природных ресурсов и нарушения равновесия
сложившейся системы. Если прошлый тип взаимоотношений общества и
природы носил стихийный характер, то сегодня настало время строго
учитывать границы допустимого вмешательства в природу, учиться у нее
мудрости и гармонии, красоте и соразмерности. Осознание возможности
глобального экологического кризиса ведет к
необходимости разумной
гармонизации системытехникачеловекбиосфера”.
И, наконец, необходимо уяснить, что экологические проблемыэто по
сути проблемы культуры. Как никогда сегодня остро встала проблема
формирования в массовом сознании экологической культуры,
выражающей новый качественный уровень отношений между обществом и
природой. Суть её состоит в нахождении гармонии между человеческой
деятельностью и
природной средой. Как и всякая культура, она включает в
себя определённый образ мыслей (экологическое сознание) и совокупность
действий (экологическое поведение). Экологическое сознаниеширокое
понятие, включающее в себя не только знания о природе , но и идеалы,
ценности, нормы, регулирующие отношения человека с окружающей
средой. Задача воспитания экологической культуры состоит в том, чтобы
пробудить в молодежи интерес к природе, провозгласив её одной из
жизненных ценностей современного массового сознания. Экологическая
культура предполагает отказ от прежнего потребительского подхода к
природе, противопоставляя ему бережно-заботливое отношение к ней.
Немаловажное значение при этом имеет развитие эстетических чувств в
общении с природой, вспомнив при этом знаменитые слова Ф.
М.
Достоевского о спасении мира красотой. Отношение к природе русского
человека всегда было уважительно-бережливым и регламентировалось
народными традициями и моральными нормами, что красноречиво описал
в своей книгеЛад В.Белов. Именно из природы черпал крестьянин
представления о красоте и гармонии , ритме и мировом порядке. “В союзе
с ней он создавал
сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в
культуре труда... Мастерство, как правило , завоёвывалось не в борьбе с
Неслучайно в народном сознании издавна употреблялось словосочетание
“мать-природа”, порождающая человека, дарующая ему жизнь и
забирающая его в конце жизни. Человек и исторически, и онтогенетически
постоянно, изо дня в день, общается с природой. Диалектика этого
общения и взаимодействия такова, что по мере развития общества его
непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная
– усиливается. С развитием преобразующей деятельности человека
увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи
биосферы. Сегодня, как никогда, природа требует от человека мудрости,
уважительного отношения к себе как к равноправному существу. Поэтому
так своевременно и актуально звучит идея Н.Н. Моисеева о стратегии
коэволюции в отношении природы. К тому же необходимо учитывать
фактор ограниченности природных ресурсов и нарушения равновесия
сложившейся системы. Если прошлый тип взаимоотношений общества и
природы носил стихийный характер, то сегодня настало время строго
учитывать границы допустимого вмешательства в природу, учиться у нее
мудрости и гармонии, красоте и соразмерности. Осознание возможности
глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной
гармонизации системы “техника – человек – биосфера”.
   И, наконец, необходимо уяснить, что экологические проблемы – это по
сути проблемы культуры. Как никогда сегодня остро встала проблема
формирования в массовом сознании экологической культуры,
выражающей новый качественный уровень отношений между обществом и
природой. Суть её состоит в нахождении гармонии между человеческой
деятельностью и природной средой. Как и всякая культура, она включает в
себя определённый образ мыслей (экологическое сознание) и совокупность
действий (экологическое поведение). Экологическое сознание – широкое
понятие, включающее в себя не только знания о природе , но и идеалы,
ценности, нормы, регулирующие отношения человека с окружающей
средой. Задача воспитания экологической культуры состоит в том, чтобы
пробудить в молодежи интерес к природе, провозгласив её одной из
жизненных ценностей современного массового сознания. Экологическая
культура предполагает отказ от прежнего потребительского подхода к
природе, противопоставляя ему бережно-заботливое отношение к ней.
Немаловажное значение при этом имеет развитие эстетических чувств в
общении с природой, вспомнив при этом знаменитые слова Ф. М.
Достоевского о спасении мира красотой. Отношение к природе русского
человека всегда было уважительно-бережливым и регламентировалось
народными традициями и моральными нормами, что красноречиво описал
в своей книге “Лад” В.Белов. Именно из природы черпал крестьянин
представления о красоте и гармонии , ритме и мировом порядке. “В союзе
с ней он создавал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в
культуре труда... Мастерство, как правило , завоёвывалось не в борьбе с


                                  16